12.07.2018 13:18
    Поделиться

    В Кемерове резко выросло количество пивных магазинов в жилых домах

    Почему торговля пивом стала одним из самых распространенных видов бизнеса в Кузбассе?
    В Кузбассе обсуждают возможность ограничения розничной продажи пива в помещениях площадью менее пятидесяти квадратных метров на первых этажах жилых домов. Количество пивточек в регионе за последние три года утроилось. Растет и поток претензий от жителей.

    - Люди жалуются на нарушение общественного порядка, шум и прочие неудобства, связанные с работой магазинов и кафе, которые массово открываются в жилых домах - нередко сразу по несколько точек на многоэтажку, - сообщила начальник областного департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Вероника Трихина. - Конечно, речь идет прежде всего о городах. При этом в Кемерове пивточек вдвое больше, чем в Новокузнецке, - 472 против 250. Все дело в доходности бизнеса, открытие которого не требует никаких разрешительных документов - только уведомления Роспотребнадзора о начале деятельности. Продавать пиво в розницу, несмотря на то что оно относится к алкогольной продукции, можно без лицензии. Снял угол, взял в аренду у поставщиков необходимое оборудование - и торгуй.

    Надо сказать, объемы реализации пенного напитка, по статистике, в Кузбассе увеличились в несколько раз, и сегодня он преобладает в структуре потребления над всеми остальными видами спиртного. К слову, регион занимает второе место в СФО (после Новосибирской области) по количеству зависимых от алкоголя на тысячу человек населения. И этот контингент заметно помолодел.

    - Пиво, которое продают в сомнительных точках в пластиковой таре, очень плохого качества, к тому же в него зачастую добавляют спирт. Поэтому молодежь, не имеющая иммунитета, быстро начинает спиваться, - подчеркивает индивидуальный предприниматель Жанна Менькова. - А когда у человека есть доминанта "выпить", он всегда найдет, что выпить и где.

    - Мы вышли на федеральный уровень с инициативой - ввести лицензирование на торговлю пивом, так будет проще отслеживать движение реализуемой продукции, - продолжает Вероника Трихина. - Однако соответствующий законопроект лежит в Госдуме, а пока он не рассмотрен, необходимо сделать все возможные шаги в регионе.

    Над решением "пивного вопроса" в Кузбассе думают не первый год. Сначала у предложений ограничить продажи было гораздо больше противников, чем сторонников, учитывая, что на другой чаше весов - пополнение казны. Четырнадцать кузбасских производителей пива, создав рабочие места, арендуют помещения и платят акцизы, которые (в отличие от акцизов за реализацию всего остального алкоголя) отчисляются целиком в бюджет области. В 2017 году поступило почти 400 миллионов рублей. Кроме того, в реализации пива сильно заинтересованы "смежники", в том числе и продавцы рыбных закусок и чипсов.

    - Если будет ограничена продажа в жилых домах, то очень повезет торговым сетям с их мощным лобби, - уверен председатель Общественного совета при областном департаменте по развитию предпринимательства и потребительского рынка Роман Романенко. - Покупателю же разницы нет - заглянуть в магазинчик на первом этаже или зайти в супермаркет. С другой стороны, крупные производители пива, у которых все помещения, как правило, больше пятидесяти "квадратов", давно контролируют качество продукции и культуру обслуживания. В то же время в городе есть отдельно стоящие ларьки, где ситуация совершенно недопустимая. Может, стоит ввести такие ограничения, чтобы продажи в любых забегаловках пришлось свернуть, и только у серьезных продавцов была бы возможность работать? Нагрузка бы на малый и средний бизнес выросла: установи онлайн-кассу, обслуживай ее, отчитывайся в системе ЕГАИС... И когда все подсчитаешь, невольно задумаешься: а стоит ли вообще этим бизнесом заниматься?

    Рассматривали в Кузбассе и другой вариант - запретить реализацию пива на территории, прилегающей к медицинским, учебным заведениям и спортивным объектам. Но в регионе границы этой территории определяют муниципалитеты, исходя из особенностей застройки и других факторов. Скажем, в Анжеро-Судженске это двадцать метров, Гурьевске - 91. Установить общую норму для всей области (не менее ста метров) нецелесообразно, поскольку в этот радиус могут попасть магазины, торгующие не только пивом, но и товарами первой необходимости.

    - Мы выбрали оптимальное решение - запретить реализацию пива на первых этажах жилых домов, в пристроенных и встроенных помещениях площадью менее пятидесяти квадратных метров для городских округов и менее 25 - для сельских территорий. То есть подвести пиво под закон о лицензировании. А когда изменится федеральное законодательство, область уже будет к этому готова, - отмечает Вероника Трихина. - В то же время малый бизнес очень гибкий, и ему ничто не мешает поставить на первом этаже жилого дома стол и стул, прибить вывеску "Закусочная" и спокойно торговать пивом дальше. Ведь действующее законодательство предоставляет субъектам федерации право самостоятельно определять дополнительные требования ко времени, местам и условиям продажи алкогольной продукции. Исключение - реализация спиртного в заведениях общепита. Именно поэтому мы вышли в Госдуму РФ с еще одной инициативой - наделить регионы правом охватить и этот сегмент.

    А пока федеральное законодательство не меняется, многие регионы и муниципальные образования принимают собственные меры. Уже более ста ввели ограничения на розничную реализацию пива как по месту, так и по времени. В частности, запрещено продавать его по ночам и в дни проведения массовых мероприятий. В Кузбассе, кстати, муниципалитеты тоже перед большими праздниками издают распоряжения, рекомендующие не торговать спиртным. Добропорядочные предприниматели их выполняют, но и несогласные находятся всегда.

    По мнению начальника областного департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Вероники Трихиной, вместо рекомендаций следует принять закон, требующий четкого исполнения - полумеры не помогут. Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов то, что жесткий запрет может привести к значительному сокращению количества предприятий, торгующих алкоголем легально. Это, в свою очередь, спровоцирует не только рост цен, но и увеличение продаж контрафактного спиртного и суррогатов.

    Не рубить с плеча, а еще раз обсудить проблему на разных уровнях, учесть все аспекты, но и не откладывать дело в долгий ящик - таково мнение общественников. Ведь, кроме быстрого экономического эффекта, существует отложенный эффект - социальный. И он нужен региону ничуть не меньше.

    Компетентно

    Андрей Лопатин, главный нарколог Сибирского федерального округа:

    - Такого обилия пивных точек на первых этажах жилых домов, как в Кемерове, нет в Сибири нигде. Чрезвычайная доступность приводит к тому, что при желании можно прямо в тапочках выскочить, купить и напиться. Причем неоднократно. А вот бегать в магазин на другую улицу желающих уже не так много. Конечно, вряд ли мы в ближайшие годы достигнем показателей Норвегии и других скандинавских стран, где на один магазин, торгующий алкоголем, приходится свыше десяти тысяч человек населения. Причем он вынесен за город, и если придешь туда второй раз за день, товар тебе уже не отпустят. А то, что нашим предпринимателям нужно зарабатывать, - не аргумент. Пусть зарабатывают, открывая новые производства. Только для этого нужны определенные условия. И, видимо, что-то с их созданием неблагополучно, раз в городе повсюду размещены аншлаги об аренде и продаже помещений.

    Поделиться