- Руководству регионального следственного управления дано поручение - провести ряд дополнительных проверочных мероприятий, но самое главное - принять все возможные законные меры к скорейшему завершению долгостроя и восстановлению прав обманутых дольщиков, среди которых есть ветераны Великой Отечественной войны и дети, - отметили в СК после встречи томичей с Бастрыкиным.
Глава ведомства поставил расследование на личный контроль. Однако к любым обещаниям дольщики объекта в Нижнем переулке, 49 за почти десятилетнюю историю долгостроя привыкли относиться скептически - сколько их было за это время.
Все началось в 2007 году, когда ООО "Демос", возглавляемое Алексеем Мальцевым, получило разрешение на строительство нескольких домов в микрорайоне Весенний. Яркие рекламные буклеты настойчиво призывали томичей стать участниками долевого строительства. Даже кризис 2008-го, перекрывший кислород целому ряду томских строек, казалось, "Демосу" нипочем, и продажа еще несуществующих квадратных метров продолжалась в течение нескольких лет. В агентствах недвижимости потенциальным дольщикам так и говорили: глава компании - сын Бориса Мальцева, председателя областной Думы, заслуженного строителя России, президента регионального союза строителей и прочее-прочее, неужели могут быть сомнения в надежности застройщика?
- В конце 2011 года глава ООО "Демос" инициировал процедуру банкротства, хотя еще в том же году продолжал привлекать деньги дольщиков, очевидно понимая, к чему все идет, - вспоминает Ирина, одна из тех, кто в свое время доверился Алексею Мальцеву. - В следующем году было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере, ущерб составил более ста миллионов рублей. Но мы еще надеялись, что объект будет завершен. За три последующих года сменилось три управляющих компании-банкрота, и в 2015 году нас поставили перед фактом: недострой уйдет с молотка, вы потеряете все, если не создадите ЖСК. Два дома, входившие в жилкомплекс, необходимо было разделять: если один был готов на девяносто процентов и его жильцы могли завершить строительство своими силами, то наш представлял собой кирпичную коробку, и областные власти пообещали поддержку. Мы приняли нелегкое решение о создании кооператива, но, как оказалось, ноша стала еще тяжелее.
Уже после образования жилищного кооператива его участники узнали: разрешение на строительство было выдано с нарушениями, без государственной экспертизы проектной документации, в 2010-м году его также незаконно продлили дважды. А дальше сюрприз за сюрпризом: оказалось, что застройщик самовольно внес изменения в изначально представленный проект, разделив часть двушек и трешек на однокомнатные квартиры; стены дома тоньше заявленной величины; объект без кровли постепенно разрушается под открытым небом.
Первым же делом пришлось собрать по пять тысяч рублей с квадратного метра, чтобы построить крышу на два подъезда и застеклить окна. А что касается поддержки ЖСК из бюджета, то, согласно региональному закону, она может быть направлена лишь на подведение коммуникаций и благоустройство: 26 миллионов рублей - крохи по сравнению с необходимой суммой.
Согласно смете ЖСК, подтвержденной госэкспертами, на достройку дома потребуется еще 287 миллионов рублей, примерно по 25 тысяч с квадратного метра. Деньги неподъемные, учитывая, что половина дольщиков относится к социально незащищенным категориям - это пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки.
- Даже перед самым банкротством компании господин Мальцев цинично продолжал привлекать деньги не только рядовых дольщиков, но и, скажем, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, - уверен председатель ЖСК Андрей Крайсман. - Им полагается определенная субсидия от государства, и застройщик, как мы считаем, намеренно подгонял стоимость квартир под эту сумму: миллион с небольшим, о чем свидетельствуют заключенные договоры. Таким образом он предлагал ветеранам квартиры без каких-либо дополнительных затрат, лишь с использованием государственных средств, которые шли ему в карман. Рекламные буклеты лежали и в областном отделении Пенсионного фонда, что, в общем-то, неудивительно, учитывая круг родственных связей бывшего главы ООО "Демос".
Расследование по делу переулка Нижний шло четыре года, два года длится судебное разбирательство. Фигурантов могло бы стать больше, вот только изначально клубок связей в чиновничьем аппарате распутан не был, и время ушло. Участники ЖСК обращались в областное управление СКР с требованием привлечь к суду и тех, кто незаконно выдал застройщику разрешение на возведение домов. Следователи факт нарушений признали, однако в возбуждении уголовного дела отказали: срок давности истек. Что мешало своевременно разобраться в ситуации? Возможно, ответ на этот вопрос даст проверка, инициированная Александром Бастрыкиным.
Чуть меньше года назад новоселье, о котором мечтают дольщики, казалось бы, стало ближе: областная Дума приняла закон, согласно которому компания, взявшаяся за достройку проблемного объекта, может рассчитывать на получение земельного участка в счет компенсации своих затрат. Но и тут все не слава богу. Губернатор поручил муниципалитету такие участки найти, но городские власти подошли к вопросу формально и предложили застройщикам землю, не представляющую интереса.
- Проблему незавершенных объектов мы поэтапно решаем с 2012 года. Ранее мы предоставляли прямые бюджетные субсидии тем компаниям, которые брались за достройку. Но с каждым годом возможности бюджета сокращались, и в 2018-м на такие субсидии запланировано всего пятьдесят миллионов рублей. Ранее суммы были в три-четыре раза выше, - пояснил "РГ" необходимость законодательных нововведений заместитель губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре Евгений Паршуто. - Да, значительная часть предложенных муниципалитетом участков оказалась непривлекательна для застройщиков: какие-то не обеспечены инженерной инфраструктурой, где-то нет дорог и так далее. Поэтому, оставляя задачу муниципалитету, мы дополнительно обратились в минстрой РФ по двум участкам в центре Томска, которые сегодня принадлежат минобороне.
Этот вопрос пока не решен. И все же дело сдвинулось с мертвой точки. Среди участков, предложенных мэрией, оказались и вполне пригодные для строительства. Сейчас, по словам замгубернатора, регион ведет предметный диалог с одним из застройщиков о передаче этого участка в обмен на завершение строительства дома по улице Нефтяной, 3. Прорабатывается такой вариант и для Нижнего, 49. Однако если осенью дорожная карта подразумевала окончание строительства в декабре 2018-го, то сегодня уже очевидно - сроки сдвигаются как минимум на следующий год.
- Что касается ЖСК, есть еще одна проблема: в соответствии с Жилищным кодексом, участники кооператива могут выходить из его состава без ограничений и имеют право на получение своей доли. Это фактически банкротит организацию, - отмечает Евгений Паршуто. - Такой процесс, к сожалению, идет. Люди взыскивают средства уже не с застройщика, а с ЖСК, и таким образом фактически топят его. Это большая проблема не только для нашего региона, необходимо менять федеральное законодательство. Мы обращались с этим вопросом в минстрой России, чтобы они вышли с соответствующей инициативой. Скажем, если бы в течение трех лет никто из членов ЖСК не мог покинуть его, это стало бы подспорьем.
Для решения любой проблемы, о которых идет речь, требуются годы. Между тем терпение дольщиков на исходе - доплачивать огромные суммы за достройку дома им нужно уже сейчас. А на борьбу за справедливость и в зале суда, и в административных коридорах уже почти не осталось сил.
Татьяна Соломатина, депутат Государственной Думы от Томской области:
- Нужно ускорить выделение земли, которая сейчас в ведении минобороны России. Соответствующий запрос областная администрация сделала в федеральный минстрой. Проблема на контроле в Госдуме, думаю, дом удастся достроить, несмотря на то, что нарушена дорожная карта. Новый федеральный закон, который запрещает договоры долевого участия, должен в перспективе исключить само понятие "обманутый дольщик". Однако масштабы беды таковы, что проблемный шлейф будет тянуться еще достаточно долго.