Почему медцентры не хотят отвечать за ошибки в результатах анализов

- Сами приписали? - спросил Сергея Мруза на приеме лечащий врач, взглянув на квиточек с результатами анализа крови.

Сергей опешил, но быстро понял причину "наезда": на бланке показатель уровня холестерина был выведен от руки. Цифры вроде бы успокаивающие: холестерин 4,9 (в норме). Но Сергей расстроился не на шутку и решил выяснить, насколько достоверны данные, выдаваемые клиентам, и не готовы ли сотрудники лабораторий ради прибыли пачками штамповать липу.

Пробирки на потоке

Первым делом житель Нижнего Тагила попросил в частном центре копию результатов исследования крови по глюкозе и холестерину. Копию выдали. Уровень сахара был тот же, а холестерин (число, его характеризующее, кстати, было также написано шариковой ручкой) внезапно "упал" с 4,9 до 4,5.

Внятных объяснений, почему медики "нарисовали" разные цифры, Сергей не получил. И пошел с заявлением в прокуратуру и Роспотребнадзор. В первом ведомстве тагильчанин настаивал на проверке фальсификации документов, во втором - на нарушении его прав потребителя.

- Понятно, на нервотрепку я решился не из-за мелочных придирок, а чтобы понять, носят ли приписки массовый характер, - пояснил свою дотошность Сергей.

Центр под названием КМО (Кабинет медицинских осмотров) - одно из ведущих частных диагностических учреждений Нижнего Тагила. Клиентов - десятки тысяч. По договорам с крупнейшими предприятиями города КМО проводит регулярные медосмотры, в том числе рабочих вредных производств, состояние здоровья которых должно отслеживаться с ювелирной точностью. В центре установлено современное диагностическое оборудование, автоматически фиксирующее все данные. И, по идее, написанных вручную цифр в выдаваемых документах быть не должно. Это подтверждают и сотрудники клиники.

- В то время, когда Мруз сдавал кровь, аппарат, определяющий количество глюкозы и холестерина, сломался. Полетели "насосики", и мы две недели ждали, когда прибудут детали. Но кровь у клиентов все равно брали. Образцы направляли в одну из компаний Екатеринбурга, - рассказала Ольга М., фельдшер-лаборант с 20-летним медицинским стажем, семь лет работала в центре и лишь недавно уволилась. - Но, по моим данным, в сторонней лаборатории определяли только уровень сахара. Заявок на холестерин не было. Возможно, из экономии, ведь каждый анализ стоит денег.

В упомянутой лаборатории Сергею действительно выдали справку о том, что его кровь исследовали только на глюкозу. Анализ на холестерин стоит около 200 рублей, вроде бы небольшая прибыль для крупного медучреждения. Но был ли это частный случай или отработанная схема, до сих пор доподлинно неизвестно.

К предложению Мруза проверить жесткий диск диагностического аппарата, на котором невозможно вручную подкорректировать данные, и узнать правду в надзорных органах отнеслись скептически. Руководство же КМО представило в прокуратуру отпечатанную на бумаге справку-реестр, где сказано: исследования на холестерин в эти дни проводили. После этого разбирательство прекратили.

- После внутренней проверки ошибочных результатов, выданных пациенту Мруз, один специалист получил дисциплинарное взыскание, другой - замечание, - сказал корреспонденту "РГ" директор и совладелец КМО Дмитрий Акишев. - Каким образом проходит диагностика и есть ли у нас договоры с другими центрами, пояснять не буду. Это внутренний регламент учреждения.

Подумаешь, холестерин

Врачи признают: при оформлении справки для трудоустройства показатель холестерина в крови не так важен, как глюкозы. С "сахаром" шутить опасно: можно и под уголовное дело попасть. К примеру, если больной диабетом с липовым анализом устроится дальнобойщиком, а во время рейса впадет в кому и спровоцирует смертельное ДТП, следствие спросит с тех, кто выдал неверный результат.

Холестерин к аварии не приведет. Это показатель забитости сосудов, прогноз на инсульт и прочие сердечно-сосудистые заболевания. Тем не менее о том, насколько важна его корректная диагностика, Сергей Мруз знает не понаслышке: несколько лет назад он попал в больницу и кардиолог сообщил о значительном превышении уровня холестерина в крови. Так что борьба идет не за цифры.

Чтобы не пропустить опасные симптомы, пациентам лучше делать исследования либо в нескольких лабораториях, либо обращаться в рекомендованные врачом

Решила обратиться в КМО и корреспондент "РГ". Перешагнула порог центра, когда миновал полдень. В коридорах было так же людно, как в муниципальной поликлинике. Я, конечно, знала, что для получения достоверных результатов кровь необходимо сдавать натощак и желательно до 12.00. Даже привычная утренняя чашечка кофе, не говоря уже о бутерброде с маслом, сильно искажает реальные показатели холестерина и сахара. Об этом традиционно предупреждают в лабораториях. Однако в КМО мне лишь посоветовали прийти через полчаса, когда у лаборанта закончится обеденный перерыв, и взяли за услугу 465 рублей.

Через сутки анализ был готов: бланк даже внешне отличался от квиточка, некогда выданного Сергею: никакого рукописного творчества, все данные напечатаны. От привычных для меня показателей цифры отличались мало. Значит, полученному верить?

До автоматизма

О том, доверять или нет результатам медицинских исследований, уральцы активно спорят в соцсетях. Откровения Сергея - цветочки по сравнению со страшилками в Интернете.

"Поскольку на листке с анализами невозможно нести полную отсебятину, в ход идут примитивные уловки: при заборе крови легко узнать, чем сейчас болен пациент, посмотреть, какой возраст указан в направлении. Исходя из "разведанного", получаем: ага, возраст 55 лет? Значит, холестерин 6,5, а сахар - 6,1… Эта "метода" срабатывает в 90 процентах случаев", - утверждает пользователь по имени Александр.

К сожалению, даже при нынешней автоматизации процесса есть риск погрешности. Многие медики откровенно рекомендуют пациентам не обращаться в тот или иной диагностический центр, поскольку не доверяют их исследованиям.

Опытный врач поймет разницу

Мы решили провести эксперимент и протестировать несколько диагностических лабораторий Екатеринбурга (в городе их более 70). В каждую сдали баночку с одним и тем же биоматериалом, намеренно добавив везде каплю крови. Появление крови там, где ее не должно быть, - серьезный симптом, сигнализирующий об опасном заболевании. Сразу скажу: кровь обнаружили все, но в квитках отличались и цифры, и компоненты крови. Обычный человек разницы не поймет, а вот опытный доктор с одного взгляда оценит эти нюансы.

- Результаты из одной лаборатории говорят врачу, что необходимо бить тревогу: у пациента серьезные проблемы, возможно внутреннее кровотечение. Его могут спровоцировать и внутренние травмы, и онкология: необходимо срочное детальное обследование, - говорит кандидат медицинских наук Светлана Новоселова. - Другие лаборатории наличие крови зафиксировали, но выдали, так сказать, "невнятные" значения. Это не ошибка, но и не рекомендация к немедленным действиям. Какой-то врач обратит на них внимание, другой попросит пересдать анализы, а некоторые и вовсе проигнорируют.

Совет эксперта: чтобы не пропустить опасные симптомы, при малейших подозрениях пациентам лучше делать исследования либо в нескольких лабораториях, либо обращаться в рекомендованные врачом.

Между тем

В управлении Роспотребнадзора по Свердловской области на запрос "РГ", проверяли ли работу нижнетагильского "КМО", сообщили: ведомство проводило два административных расследования на основании обращений. Составлено два протокола о правонарушениях (нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, а также несоблюдение требований к обращению с отходами производства). Сейчас эти административные дела рассматривает суд. Общий учет жалоб потребителей на деятельность клинико-диагностических лабораторий сотрудники управления не ведут.

А как у соседей?

В Миассе в суд направлено дело врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории больницы № 2. Медик допустила ошибку в исследовании образца крови, что привело к смерти пациентки. По данным СУ СКР по Челябинской области, ее готовили к операции, для которой требовалось переливание крови. Лаборант провела анализ, но перепутала резус-фактор и не определила наличие антител. В итоге хирурги каждый раз переливали больной не подходящую по жизненным показаниям кровь. Через полтора месяца она скончалась от острой почечной недостаточности. Уголовное дело возбуждено по статье 118 УК РФ "Причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей".