Сериал на выходные: "Траст" - Дэнни Бойл уделывает Ридли Скотта

Внука самого богатого человека планеты, Джона Пола Гетти, украли в Риме нехорошие люди. Похитители затребовали 17 миллионов. Дедушка отрезал: дырку вам от бублика и от мертвого осла уши, а не 17 миллионов. Обосновав свое решение тем, что у него еще 14 внуков. И если он заплатит за одного, то вскоре придется и остальных выкупать. А оно ему надо?

Истинная причина, конечно, состояла не в заботе о внуках, а в том, что Джон Пол Гетти был мерзким сквалыгой. Но в итоге, после множества неприятных пертурбаций, раскошелиться пришлось. Не на 17 миллионов - Гетти не знал таких ситуаций, где торг неуместен, - и не без выгоды для самого магната. Короче, юный Джон Пол Гетти III все-таки вернулся домой. Не целым и не невредимым, но вернулся.

Ридли Скотт об этой истории снял в прошлом году фильм "Все деньги мира", запомнившийся разве что скандальной заменой Кевина Спейси на Кристофера Пламмера, смехотворно конъюнктурной номинацией на "Оскар" последнего и прилипчивым шлягером The Zombies. А потом вышел сериал Дэнни Бойла "Траст", который всем, включая почтенного сэра, показал, как надо.

Ну вот, казалось бы, что там такого: старый хрыч-миллиардер, трясущийся над своими богатствами, патлатый оболтус и бедные жулики, испытывающие и к оболтусу, и к хрычу, зажавшему для спасения кровиночки какую-то жалкую часть своего громадного состояния, лютую классовую ненависть. Все ж понятно.

"Ха! - усмехается Дэнни Бойл. - Подержи-ка мой стаут". "Ха!" - подхватывает команда сценаристов и режиссеров. "Сейчас мы вам понараскопаем", - уже в один голос они все радостно восклицают и принимаются усердно перекапывать всю грядку, зарываясь вглубь до самой мантии земной.

В "Трасте" даже у дворецкого Джона Пола Гетти есть проработанный характер и полноценная сюжетная линия. Да что там - даже у его собак. Любой, кто так или иначе, хоть боком, хоть ухом был вовлечен в события 1973 года, имеет значение. Потому что мелочей ни в чем и никогда не бывает, о чем компетентно заявляет, подводя черту, в финальном эпизоде Флетчер Чейз, герой восставшего из небытия и сразу громко о себе напомнившего Брэндана Фрейзера.

У Ридли Скотта ту же роль, начальника службы безопасности патриарха Гетти, исполнял Марк Уолберг. Уолберговский Чейз был, в сущности, довольно бесполезным, только и делал, что слонялся туда-сюда, хмуря брови. Фрейзеровский Чейз - другое дело. Помимо возложенных на него самой основой сценария функций, он - еще и рассказчик, периодически ломающий "четвертую стену" и вставляющий пояснения и комментарии, и сам по себе небезынтересная личность.

Флетчер Чейз, не осевой, но один из важнейших персонажей сериала, представляется изначально как брутальный сыщик, который способен за пару дней легко и изящно обшарить каждый угол в большом древнем городе, но в конце его броня невозмутимости внезапно проламывается изнутри, обнажая пустоту, выгрызенную личной драмой. Кроме того, его отличают две особенно яркие черты, вернее, две привычки: изъясняться библейскими цитатами и одеваться как ковбой. Что, во-первых, заставляет его выглядеть комично на фоне итальянских граждан, а во-вторых - легитимизирует внедрение малых доз стилистики спагетти-вестерна. Ведь как без спагетти-вестерна, когда тут Италия и 1973 год на дворе?

Ну и без мафии тоже не обойтись никак. Джон Пол Гетти III попадает в лапы далеко не самых могущественных, но очень амбициозных бандито-гангстерито из Калабрии. Эта часть оформлена в лучших традициях соответствующего жанра и повествует о восхождении на преступный олимп Примо - безжалостного негодяя с глазами дьявола - и всей Ндрангеты, калабрийской мафии. Как пела Эдита Пьеха, кто-то теряет, а кто-то находит. Так уж бывает, так уж выходит. В данном случае потерял Гетти, а нашла - мафия.

И случай этот частный, но показательный. В 1973 году примерно то же самое и произошло. "Золотые" шестидесятые для западной цивилизации кончились неожиданно быстро и разрушительно. Богатые резко обеднели (не так чтоб прямо хлеб без масла есть, но все же), бедные - обеднели пуще прежнего, за исключением тех, разумеется, кто не самых честных правил и вовремя подсуетился. А бунтующая молодежь была немножко покалечена и ничего не добилась.

Главное в жизни (ладно, одно из главных) - делать выводы. Для того и существует история как предмет и просто различные истории. "Траст" - это и то, и другое. И история, и истории. Тем и ценен особо - помимо высокой художественной ценности. Где-то, может, тут и встречается ложь, но исключительно во благо и намекам потерь не наносит.