17.07.2018 14:09
    Поделиться

    Кто погубил воронежских пчел

    Воронежские пчеловоды подсчитывают убытки
    На северо-востоке Воронежской области зафиксирована массовая гибель пчел. Эртильские пчеловоды, убытки каждого из которых исчисляются сотнями тысяч рублей, винят в этом местную сельхозартель, без предупреждения отравившую гербицидами окрестные поля. В артели не признаются - говорят, мол, виной всему неизвестный науке мор. Районные власти разводят руками и советуют пасечникам обращаться в суд. К расследованию ситуации подключилась полиция.

    Сейчас на пасеках самая страда - большой взяток. Практически весь рой, за исключением матки, молодняка и охранников, отправляется в поля собирать нектар. Пасеки гудят, как трансформаторные подстанции, а воздушное движение на них почище, чем в Шереметьеве. Везде так, только не в Эртиле. Здесь тишь и печальные лица пчеловодов. Вместо аромата свежего меда в воздухе витает легкий запах тления.

    - Все мое ИП угробили, - сокрушается Юрий Вдовенко. Перед его ульями на земле лежат черные курганы из мертвых пчел. Большая часть их осталась в полях - наевшись отравленного нектара, они не долетели обратно. Долетевшие принесли яд в ульи и отравили тех, кто там был вместе с матками. Это означает конец трудолюбивого семейства - без пчеломатки рой погибает.

    У Вдовенко было 20 ульев, 20 пчелиных семей. Каждая за год давала пасечнику около 90 килограммов чистого меда. Продать килограмм можно за 300 рублей. Итого - 540 тысяч чистого убытка. Юрий еще не решил: бросать пчеловодство или восстанавливать порушенное бедой хозяйство. Если соберется восстанавливать, снова предстоят изрядные траты: пчелиная семья стоит пять тысяч рублей. Можно, конечно, сэкономить на покупке семей в специализированном хозяйстве и попробовать уловить дикий или чужой улей - у пчеловодов это зазорным не считается: повесил ящик-ловушку на дерево, если рою на прежнем месте плохо, хозяин не заботится, семья снимется и перелетит к тебе. Но это лотерея: может, прилетит семья, а может, и нет… В любом случае кормить "новоселов" всю зиму придется сахаром - меда-то нет.

    Аграрии должны не менее чем за трое суток оповещать население о внесении на поля отравляющих веществ

    Пчелиный мор в Эртиле начался во второй половине июня - сразу после того, как местная сельхозартель обработала пестицидами прилегающие к райцентру гороховые поля. Полей четыре, обрабатывали их и раньше - без фатальных последствий. Но на этот раз сумма факторов оказалась для пчел роковой: из-за пасмурной погоды посевы бобовых опыляли днем, а не поздно вечером, как положено, - пестицид действует сутки, и за ночь большая его часть успевает выветриться. Но главное - не предупредили пчеловодов.

    По нормативам аграрии должны не менее чем за трое суток оповещать население о внесении на поля отравляющих веществ - это требование содержится в соответствующем разделе Санитарных правил и нормативов (СанПиН 122584-10, пункт 2.16). На границах обработанных полей необходимо выставить щиты с надписью "Обработано пестицидами" в пределах прямой видимости от одного знака до другого. Не забыли авторы правил и о пчеловодах: ради их спокойствия обработку пестицидами предписано проводить в поздние часы с обязательным оповещением владельцев пасек. На одном эртильском поле мы нашли маленькое, с открытку извещение, что здесь посеян горох сорта "фараон". На других и того не было.

    - Пчелы погибли от мора, наверное. Не по нашей вине точно. Таблички у нас стояли, их ветром повалило. И объявление давали, - сообщил главный агроном сельхозартели Валерий Лавров, глядя в сторону. В редакции районной газеты "Эртильские новости" рассказали, что извещения от артели не было.

    Пчеловоды написали заявление в полицию, но опасаются, что толку от этого будет мало: райцентр маленький, все друг с другом знакомы, и у руководства СХА "Эртильская", по их мнению, найдутся заступники в райотделе МВД.

    - Мы отнесли в отдел мертвых пчел - так они там и лежат, на экспертизу для определения причины смерти никто их не везет. Через несколько дней пчелы сгниют, и определять будет нечего, - рассказал Сергей Нестеров.

    Пасечники хотели бы и сами отвезти своих пчел в Воронеж для объективного исследования. С подтверждающим факт отравления заключением можно обращаться в суд и требовать с СХА "Эртильская" возмещения убытков. Но для экспертизы необходим акт изъятия, подтверждающий, что мертвые насекомые собраны на конкретной пасеке, а не подобраны на дороге. В районной ветеринарной лаборатории выдать необходимую пчеловодам бумагу отказались. Составлять акт некому, сказали - работников не хватает.

    Дословно

    Иван Анохин, заместитель главы Эртильского района по развитию сельских территорий:

    - Мы можем только увещевать и напоминать. Если пчеловоды считают, что артель нарушила нормативы и причинила им ущерб, - пусть идут в суд.

    Кстати

    Ученые пророчат массовую гибель пчел на Земле из-за глобального потепления. Трудолюбивые насекомые крайне чувствительны к температуре окружающей среды - чуть что, гибнут от перегрева. Температура в улье должна быть как у человека - 36,5 градуса - и чтоб без сквозняков, их пчелы вообще не переносят. Поэтому пасечники-"передвижники" путешествуют только ночью - чтобы насекомые не страдали. Повышение среднегодовой температуры на два-три градуса может стать для них фатальным. А мы заметим гибель пчел не только по отсутствию меда: следом за ними исчезнут фрукты и овощи, которые некому будет опылять.

    Поделиться