Время, когда полет на шаре казался чем-то фантастическим и недоступным, прошло. Забей в поисковик запрос "полеты на аэростатах" - и Сеть выдаст предлагаемое сегодня воздушное развлечение на любой вкус: тут тебе программы и для двоих, и для четверых, и для целой компании в 20 человек, и "Предложение руки" на шаре в форме сердца, и "Пикник в облаках", и "VIP-полет" со всеми возможными удобствами, вплоть до фуршета на природе. Удовольствие не дешевое. Так, ценник на полет для двоих у одной из московских фирм начинается с 17 тысяч рублей (это со скидкой), VIP-полет стоит от 35 тысяч. Для кого-то нормально, для кого-то - редкий праздник.
В годовщину свадьбы, день рождения, другие знаменательные даты - в соседних со столицей регионах в основном и летают (хотя местные цены на услугу, как правило, немного ниже). А потому в том же Переславле-Залесском не десятки шаров, как в Москве и Подмосковье, а пара штук. Но даже и у них, как признается президент Федерации воздухоплавания Ярославской области Дмитрий Корякин, 70 процентов пассажиров - москвичи. Кроме них, приезжают еще жители соседних Ивановской, Костромской, Владимирской, Вологодской областей, где пока ни одного аэростата нет. Летают, конечно, и переславцы, и ярославцы - посиделки в баре в день рождения люди все чаще стали заменять такими вот путешествиями. Случается, в гондолу Корякина забираются и иностранцы. А ЧМ по футболу "подбросил" и совсем уж экзотических гостей - из Перу, Уругвая, Таиланда. Причем часто они не знали ни русского, ни английского, что совершенно не мешало им после обзора переславских красот с высоты птичьего полета восторженно кричать: "Гуд! Гуд!"
Дмитрий Корякин рассказывает, что катать на аэростате пассажиров, зарабатывая таким образом деньги, он и его коллеги начали пять лет назад - заставила жизнь. "Нулевые" годы оказались для российского воздухоплавания самыми благоприятными: тогда этот вид спорта, появившийся в стране в 1990-х годах, был на подъеме, интерес к нему богатые люди проявляли большой, спонсоры находились без особого труда. Кроме того, мероприятия с участием "шаров" поддерживали администрации. А после 2010 года все как-то стало "проседать": денег на это дорогое удовольствие из всех источников начало поступать меньше, а поездки на соревнования владельцам аэростатов стали обходиться все дороже. Если же посчитать стоимость "джентльменского набора" воздухоплавателя, который требуется, чтобы подниматься в небо, а потом приземляться и увозить разобранный летательный аппарат к месту базирования, выйдет сумма на покупку трехкомнатной квартиры в элитной новостройке Ярославля.
- Аэростат среднего объема в сборе - это примерно два миллиона рублей. Для его обслуживания нужна команда из четырех человек, потому что одному его не поднять. Плюс требуется внедорожник для сопровождения воздушного шара по земле, потому что он не может прилететь точно из пункта А в заданный пункт Б - его полет полностью зависит от направления ветра. И если аэростат движется по прямой, то машине много чего приходится объезжать, например нередко - наше Плещеево озеро… Кроме того, у автомобиля должен быть прицеп для перевозки сложенного аэростата, на земле и в воздухе необходимы навигационные приборы, радиостанции. А еще на один часовой полет нужен бензин для автомобиля на сотню-полторы километров и 150-200 литров газа для горелок. И то и другое в последнее время резко подорожало. Про ежегодный техосмотр стоимостью 40 тысяч рублей я уж не говорю, - перечисляет статьи расходов Дмитрий Корякин.
При этом срок службы оболочки аэростата отечественного производства - 300-500 летных часов. После этого пропитывающий ее силикон испаряется, и оболочка отправляется в утиль, а воздухоплаватель заказывает новую, если у него, конечно, есть на такой черный день 700-800 тысяч рублей.
По прикидкам переславских аэронавтов, себестоимость одного часового полета на шаре с объемом оболочки три тысячи кубометров равна 10-12 тысячам рублей (со всей подготовкой и возвращением на машине обратно сеанс воздухоплавания занимает четыре-пять часов). Поэтому от трех до шести пассажиров в корзине они катают за пять тысяч рублей с человека, а двух - уже только за 16 тысяч на двоих, иначе "цифры не бьются". Примерно та же бухгалтерия получается и у их коллег-белгородцев.
- Воздухоплавание - дорогое удовольствие. Все деньги, которые дают ознакомительные полеты, вкладываются обратно в хобби. Жить с воздухоплавания практически нереально, - уверен президент Федерации воздухоплавательного спорта Белгородской области Вадим Радченко. - Реально это сделать только в одном случае - если живешь в городе-миллионнике и одномоментно поднимаешь в небо 20-30 аэростатов или гондолы на 20 человек. То есть москвичи да, живут, у них есть так называемые покатушечные организации, которые занимаются полетами на воздушных шарах именно на коммерческой основе. Все остальные - это в основном не коммерческие, а общественные организации, вкладывающие заработанные средства в развитие и поездки на соревнования. Например, такая поездка куда-нибудь в Крым, Подмосковье или Белоруссию для одной команды обходится сейчас в 50-100 тысяч рублей, но ездить-то хочется, мы без этого не можем. Поэтому мы гораздо больше тратим, чем получаем от этих ознакомительных полетов. У меня, например, есть еще коммерческая фирма, и я прибыль от нее вкладываю в воздухоплавание. Не было бы этой фирмы - мы бы никогда не развились.
По словам Вадима Радченко, не очень компетентные в воздухоплавании, но нацеленные на "бизнес на шарах" люди - самая большая опасность для этого дела.
- Человек купит бэушный аэростат, наймет пилота и начнет "потогонную систему". Потом принимается считать, у него плюса не получается. Он говорит: ну ладно, мы не будем сейчас ремонтировать этот аэростат, починим, когда заработаем деньги. В итоге он ничего не заработает. Но если у него случится косяк, у всех без исключения аэронавтов начнутся проблемы с контролирующими органами, - рисует очень возможный вариант развития событий воздухоплаватель Радченко. - Поэтому больше всего мы боимся таких вот "товарищей"…
Случаи, когда богатые люди ради развлечения, престижа, а иногда и бизнеса покупают аэростаты и, "наигравшись", отдают или продают их, - не редкость. Дмитрий Корякин, кстати, именно на таком начинал летать. А в Белгороде "ненужный" аэростат с корзиной на восемь человек пока ждет активного использования.
Аэронавты признаются, что во всей России пилотские удостоверения воздухоплавателей имеют человек 500, из них активно летают максимум 200 - самых увлеченных. Потому что, кроме дороговизны, этот вид спорта (тем более если пытаться делать на нем бизнес) очень зависим от погоды. Например, тепловые аэростаты летом летают только рано утром и за два-три часа до заката - днем из-за высокой термической активности солнца это делать небезопасно. Кроме того, шары не летают в дождь и при скорости ветра выше пяти метров в секунду. Пассажиры же предпочитают летать лишь с мая по октябрь, причем чаще всего в выходные, треть из которых огорчают нелетной погодой. Вот и считайте…
Кстати
Федерация воздухоплавания Ярославской области участвует в освоении… Луны. В организации рассказали, что проект Роскосмоса "Луна-Глоб" нацелен на исследование поверхности Луны в околополярной области (Южный полюс), а также отработку технологии мягкой посадки. Тепловой аэростат в этом случае используется для испытаний различных режимов работы высотомера, входящего в состав посадочного модуля, задача которого - обеспечить торможение с вертикальной скорости 120 метров в секунду до нуля и посадить аппарат максимально горизонтально. Общая программа испытаний высотомера рассчитана на 18 полетов аэростата в Переславском районе, где можно согласовать полеты на высоту больше 1100 метров.