Фестиваль родился в 2016 году. Идея основать в третьей культурной столице России большой ежегодный фестиваль отечественного игрового кино была с энтузиазмом воспринята в областном правительстве.
"А я как раз думал о том, чем нам отметить Год кино!" - восторженно воскликнул министр культуры Свердловской области Павел Креков.
Усилиями квалифицированной фестивальной команды во главе с режиссером Владимиром Макеранцем амбициозный проект за считанные месяцы превратился в реальность. Быть президентом нового фестиваля согласился знаменитый кинорежиссер Глеб Панфилов, начинавший в Екатеринбурге - тогда Свердловске - свой творческий путь. Первым председателем жюри стал оскароносный Владимир Меньшов. Информационную поддержку новорожденному фестивалю оказала "Российская газета", сформировав также специальную программу "Дубль дв@", а ее кинообозреватель стал программным директором Уралкинофеста. Главные события уральского кинофестиваля широко освещались в печати и в эфире, транслировались в интернете, а также телевидением Гонконга.
Задачей Уралкинофеста было довести хорошее кино любых жанров - от авторского до массового - до максимального числа зрителей. Фестивальные фильмы в течение недели шли в 10 крупнейших кинотеатрах Екатеринбурга и в городах Свердловской области. Залы были всегда полны, за билетами охотились, 93 конкурсных и внеконкурсных фильма посмотрели более 30 тысяч зрителей.
Еще более масштабным оказался 2-й Уралкинофест, прошедший в сентябре 2017 года: около 130 фильмов и более 50 тысяч зрителей. Он вновь вызвал большой резонанс в городах Урала и в российской печати. Областное правительство по-прежнему проявляло заинтересованность, видя в нем серьезную пиар-поддержку предстоящих губернаторских выборов. В связи с выборами даже были передвинуты сроки фестиваля с середины сентября на его начало. Стало проявляться уникальное лицо этого кинофорума: особое внимание к быстро растущим национальным кинематографиям России. В российской печати отмечались особая атмосфера Уралкинофеста, принципиальная важность этого самого крупного киносмотра к востоку от Москвы для восстановления контактов нашего кино с публикой, возвращения интереса к отечественным фильмам, возрождения их репутации.
"Хороших фильмов на разные вкусы у нас гораздо больше, чем принято считать, - писал в газете "Труд" кинокритик Леонид Павлючик. - Они просто нуждаются в энергичном продвижении на экран, чем успешно занимается Уралкинофест. Этот фестиваль непозволительно молод, но у меня в Екатеринбурге возникло стойкое ощущение, что он был на фестивальной карте России всегда".
Увы, всегда, но не навсегда. В 2018 году, как объясняет Павел Креков - теперь уже вице-губернатор Свердловской области - серьезные бюджетные расходы были связаны с включением Екатеринбурга в число городов, принимающих чемпионат мира по футболу, с проведением Международной промышленной выставки Иннопром. И денег на фестиваль нет. Отчаянные попытки дирекции киносмотра привлечь партнеров-спонсоров не дали результата: огромный Екатеринбург, легко осиливающий и не такие проекты, не нашел средств, чтобы поддержать фестиваль, в который было вложено столько сил, талантов, любви и надежд.
Таким образом, уральцы, уже привыкшие к ежегодному осеннему празднику российского кино и с нетерпением ожидающие очередного, лишаются возможности встретиться с новыми картинами и их создателями - с кинолентами, которые в условиях нашего проката просто не доходят до публики. Фестиваль, объявивший было прием полнометражных и короткометражных фильмов в свои главные конкурсы и параллельные программы, принес свои извинения коллегам по киноиндустрии, проявившим к Уралкинофесту большой интерес и приславшим огромное количество заявок.
Состоится ли Уралкинофест в будущем году - пока неизвестно. Но то, что один из крупнейших кинофестивалей России подсечен на взлете - дурной знак: репутация стабильного киносмотра нарабатывается огромным трудом, но потерять ее легко в один миг.