Что привлекает иностранцев в России после ЧМ-2018

Россия стала "туристической Меккой" и заработала на проведении чемпионата мира по футболу более 850 миллиардов рублей, рассказала на пресс-конференции исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

"Наш чемпионат - самый дорогой по организации. Но он принес России около одного процента ВВП. Исходя из сумм, мы перекрыли затраты на проведение мундиаля", - отметила она. Иностранцы путешествовали по российским городам не только ради футбола, им была интересна Россия. Они щедро тратились на экскурсии, сувениры, еду и напитки. "Болельщики Саудовской Аравии потратили за один вечер на Никольской улице в Москве 8 миллионов рублей", - рассказала Майя Ломидзе.

Больше всего иностранных гостей приехали на ЧМ-2018 из США, Колумбии, Перу, Аргентины, Бразилии, Южной Кореи, Японии, Саудовской Аравии, Ирана, Польши, Хорватии, Германии, Франции и Великобритании. А, как показал опрос, проведенный во Франции, 90 процентов болельщиков этой страны готовы вернуться в Россию как туристы. "Чемпионат принесет в перспективе увеличение турпотока. Мы предполагали рост на 20 процентов, но после проведения мундиаля понятно, что это скромный прогноз. Еще больше увеличить въездной турпоток позволили бы визовые послабления", - отметила директор АТОР.

"Уже во время чемпионата было понятно, что иностранцы влюбились в Россию, - отметил в беседе с "РГ" вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Матчи проходили, а они не уезжали. Некоторые даже сдавали билеты, чтобы остаться здесь подольше, посмотреть страну. И вообще мы раньше говорили, что у нас гостиниц не хватает или они не очень хорошие. А как выяснилось, хватает: и гостиниц, и ресторанов, и объектов показа, и они не хуже, а даже лучше, чем во многих странах. Мы себя недооценивали".

Вместе с иностранными болельщиками, туристами россияне как будто заново открывали для себя Россию. Видя, какую радость вызывает наша культура, архитектура, еда, по-новому смотрели на обычные, казалось бы, турмаршруты, привычные блюда. Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Саранск теперь в списке наиболее привлекательных туристских центров наряду с Казанью или Нижним Новгородом. И Россия наряду с признанными мировыми гастрономическими центрами может гордиться своими региональными специалитетами, многонациональной кухней.

Это, например, доказал проект Ростуризма "Гастрономическая карта России". Российская сборная, только состоящая из рестораторов и поваров из городов - участников чемпионата, проехала с фудтраками - специальными автомобилями с уличной едой - более 12 тысяч километров от Черного до Балтийского моря. Было проведено восемь мобильных фестивалей региональной кухни, которые посетили десятки тысяч гостей чемпионата. "Мы старались развенчать штампы о русской кухне. И иностранные гости, как и сами россияне, были удивлены многообразием блюд", - рассказала "РГ" координатор проекта "Гастрономическая карта России" Екатерина Шаповалова.

Удмуртские перепечи, которые прославили "Бурановские бабушки", собирали очереди вокруг мобильных печей. Знаменитые питерские пышки и пирожное "Анна Павлова" оценили бельгийцы, а уж они знают толк в сладостях. "Вяленым гусем годовой выдержки - татарским специалитетом, с удовольствием угощались бразильцы - любители подобных мясных изысков. А гости в Нижнем Новгороде хорваты и бразильцы буквально разорвали на части караваи welcome, - рассказала Екатерина Шаповалова.

Понравились российские морепродукты: маринованная мурманская треска, форшмак из балтийской кильки и сельди, калкан, снеток жареный, балтийский угорь горячего копчения, волжский осетр, щука, судак, раки, новороссийская улитка. В Сочи и Санкт-Петербурге на "ура" шли жареная барабуля, собирались очереди у мобильных устричных баров.

Болельщики увезли с собой не только хорошие впечатления, но и наши копченые колбасы и шоколадные конфеты

Полюбились иностранным гостям мясные блюда: люля-кебаб, чебуреки, казанский кыстыбургер и саранский пача-бургер, бурятские буузы. Хорошо шла выпечка, изделия из теста: осетинские пироги, курники, пельмени. Теперь все это готовые гастрономические бренды, о которых будут знать и во Франции, и в далекой Бразилии. Их надо поддерживать и продвигать. Иностранные туристы увезли с собой наши копченые колбасы, шоколадные конфеты и самые лучшие и вкусные впечатления о России.

А вот что писали позже в соцсетях россияне.

- Как же нравится это ощущение сопричастности к общемировому празднику, что дети с восторгом рассказывают, как они помогали аргентинцам и другим испаноговорящим и как те удивлялись и радовались, что в России говорят по-испански!

- Спасибо всем-всем, кто приехал к нам, кто привез свое балагурство, свои гигантские заокеанские сомбреро, кто поделился с нами радостью. Москва была готова к этой радости, вместила ее! Вот главное. Я всегда любила свой город, но в эти дни и ночи вдруг заново влюбилась в него.