18.07.2018 15:25
    Поделиться

    ГД одобрила во втором чтении завершение налогового маневра в нефтянке

    Госдума 18 июля приняла во втором чтении пакет законопроектов о завершении налогового маневра в нефтегазовой отрасли с 2019 года. Поправок к документам было много, среди главных - введение механизма, который компенсирует нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) удаленность от рынков сбыта и позволит работать так, как если бы все они были в равных условиях.

    Налоговый маневр предполагает, что в течение шести лет экспортная пошлина на нефть будет снижена с 30 процентов до нуля, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) пропорционально вырастет. Это позволит федеральному бюджету уйти от таможенной субсидии.

    Также предполагается введение свидетельства о регистрации НПЗ в налоговой службе для компаний под западными санкциями. Они могут рассчитывать на вычет с акциза на нефть. К нему как раз смогут применить логистический коэффициент: чем дальше завод находится от рынка сбыта, тем выше коэффициент. Смысл в том, чтобы унифицировать условия работы.

    Кроме того, у компаний появится возможность заключить соглашение с министерством энергетики о модернизации завода. Для этого предприятие, среди прочего, должно было в прошлом году переработать более 600 тысяч тонн нефти, а также произвести из этого объема не менее десяти процентов бензина пятого экологического класса.

    Также с 2019 года у правительства сохранится возможность экстренно вводить заградительную экспортную пошлину на нефтепродукты, если нефтяные котировки вырастут за месяц более чем на 15 процентов. Это станет страховкой для потребителей (розничные цены на топливо не подскочат). Пошлину смогут вводить на полгода начиная с месяца, следующего за тем, когда резко выросла цена.

    По оценкам главы Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, поправки позволят сделать более адресной поддержку НПЗ. Ранее замминистра финансов Илья Трунин пояснял, что из 280 миллионов тонн перерабатываемой нефти на экспорт уходит около 50 миллионов тонн, но и за эти объемы компании получают субсидию, что нелогично. Так, при цене барреля 40 долларов федеральный бюджет недополучает около 1,1 триллиона рублей в год, оценивал Трунин. Сейчас цена почти в два раза выше. Завершение налогового маневра упразднит эту льготу, позволит завершить модернизацию предприятий, а также решит проблемы, связанные с ценообразованием на внутреннем рынке.

    Чтобы избежать скачка цен на АЗС, правительство сохранит право экстренно вводить пошлины на экспорт

    Отрицательный акциз на нефть полностью заменит субсидирование экспортной пошлиной, поэтому, с точки зрения нефтекомпаний, ничего, по сути, не изменится, считают аналитики "ВТБ Капитала". Однако они напоминают, что существенные изменения в макроэкономической обстановке могут потребовать дальнейшего изменения налогового регулирования в отрасли.

    Новые акцизы

    С завершением налогового маневра в налоговом законодательстве появится новый вид товара, с которого будут уплачивать отдельный акциз, - это темное судовое топливо, на котором ходят в основном грузовые суда. Сейчас оно включено в средние дистилляты, из-за чего ставка акциза составляет более восьми тысяч рублей за тонну. Теперь акциз на темное судовое топливо будут исчислять отдельно, и в 2019-2021 годах ставку обнулят. После льготного периода акциз составит тысячу рублей за тонну.

    Так правительство пытается бороться с теневым оборотом топлив, характеристиками которых манипулируют участники рынка.

    Поделиться