Среди самых радикальных и, на первый взгляд, неоднозначных предложений - желание наделить инспекторов правом приостанавливать деятельность объектов с массовым пребыванием людей на срок до 90 суток.
Такая возможность имеется и сейчас, но только не у МЧС, а у суда. Чтобы закрыть, условно говоря, торговый центр, МЧС должно по итогам проверки подготовить полный отчет нарушений и с требованием выйти в суд, а там уж как судья решит.
То есть, по мнению надзорного департамента, сейчас эта процедура получается забюрократизированной и громоздкой. А пока суд да дело, выявленные нарушения могут привести к беде. Кстати, эта процедура неудобна и для собственников зданий, поскольку получать разрешение на возобновлении деятельности им тоже надо в суде, даже если они быстро устранили недостатки.
МЧС же уверено, что, получив право самим приостанавливать деятельность на проверяемых объектах, инспекторы смогут сделать всю процедуру эффективнее и гибче. Есть нарушение - торговый центр закрывается. Устранены нарушения - он снова немедленно открывается.
Но в МЧС понимают, что на этом пути есть и "подводные камни" в виде коррупционной составляющей в том тонком моменте, кто и как будет закрывать и снова открывать. Поэтому тут надо предусмотреть список нарушений, за которые можно приостанавливать деятельность объектов.
Как сказал Ринат Еникеев, за неправильно повешенный огнетушитель или пожарный рукав здание закрывать не будут. Приостановка деятельности - мера серьезная. И нарушения должны быть под стать, например, выявленная неработающая сигнализация или система оповещения.
Кроме того, МЧС собирается вернуть себе функцию участия в приемке новых построенных зданий. Инициированная после трагедии в кемеровской "Зимней вишне" проверка всех торговых центров страны выявила, что большое количество их работает без актов на ввод объекта в эксплуатацию, а более 200 зданий вообще разработаны без утвержденных проектов. Более 17 тысяч функционируют с неправильными эвакуационными выходами.
Поэтому МЧС попытается сейчас получить право контролировать стройку еще на стадии проектирования и иметь право подписи в акте вводимого в строй здания.
Третья проблема, которую необходимо срочно решить законодательно, - возможность проверять здания целиком, а не отдельные помещения, которые принадлежат разным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, как это предусмотрено действующим законодательством.
Сейчас нередко бывает, что при подходе срока плановой проверки владельцы бизнеса перерегистрируют фирму на других лиц и таким образом еще на несколько лет получают отсрочку от проверок. Если же "привязать" проверку, грубо говоря, к стенам, а не к юрлицам, торгующим в этом помещении, то все уловки станут бесполезными. Положено проверить здание раз в два года, извольте. И не важно, кто там в данный момент торгует - "Петя и Ко" или "Вася и Ко".