"Паранормальное": кругом творится черт-те что - то дальше, то вблизи
Однажды почтой им приходит оттуда, из прошлой жизни, видеокассета с записью неоднозначного содержания. После чего Джастин, наконец, сдается и соглашается съездить туда, где все просто (ой ли?) и знакомо, на денек.
По прибытии довольно быстро выясняется, что сектанты эти - милые, улыбчивые люди. Пиво у них вкусное, девушки красивые, по вечерам - увеселительные мероприятия у костра. Прямо настоящая Аркадия. Аарон понимает, что все далеко не так страшно, как брат Джастин ему намалевал. То есть вообще не страшно, а весело, сытно и привольно. Отсюда начинает меж ними вырастать конфликт: ведь если подумать, угнетение личности и тоталитарные порядки - это не про секту вовсе, а про единственного родного человека, который, кажется, чересчур увлекся ответственностью и ложью во спасение.
Но действительно ли все так чудесно, как кажется? Не скрывается ли за маской добродушия и гостеприимности что-то иное, не таится ли в окрестностях что-нибудь зловещее? Конечно, скрывается. И таится тоже. Страшное, необъяснимое, паранормальное. И уже давно.
С 2012 года, если быть точным, когда Джастин Бенсон и Аарон Мурхед, актеры-режиссеры (да, это они в главных ролях под своими именами) сняли свою дебютную полнометражку "Ломка" (Resolution). Это был фильм, скажем так, необычный. Про двух друзей, один из которых нагрянул к другому в гости, чтобы вылечить его от наркомании. Если вы тот фильм смотрели, то, скорее всего, у вас по окончании возникли вопросы. По крайней мере один: что это такое было? Так вот: их новая картина, "Паранормальное" (The Endless), на эти вопросы отвечает. Одновременно порождая еще больше вопросов.
"Ломка" и "Паранормальное" объединены местом действия и общими персонажами: эпизодические персонажи первого являются первостепенными для второго и наоборот. Только если "Ломка" событиями не изобиловала, а состояла преимущественно из болтовни, прерываемой иногда внезапными загадочными проявлениями чего-то, то в "Паранормальном" соотношение уже явно в пользу загадочных проявлений чего-то. Они на каждом шагу - только успевай челюсть подбирать.
В конце концов таки дается объяснение, что именно тут творится. Но почему, как и кем оно творится - поди разберись.
Был, кстати, у Мурхеда-Бенсона и третий фильм между двумя вышеозначенными - "Весна" (Spring) 2014 года. Связанный с ними как минимум метафизически: мотив цикличности всего, два главных героя, сверхъестественное. Плюс актер Винни Каррен, который в "Весне" играет человека по имени Майк, а в "Ломке" и "Паранормальном" - того самого наркомана по имени Крис, тогда как Майком там зовут его друга. Случайное ли это совпадение или нет, можно пока только догадываться. Как и обо всем остальном.
Число ходов, позволяющих проникнуть в "сумеречную зону" (пограничную область между светом и тенью, между наукой и суеверием, между пропастью человеческого страха и вершиной его знания), велико, но исчерпаемо. Параллельные миры, темпоральные фокусы, та или иная гиперболизированная черта, присущая обществу, пришельцы, роботы - любое фантастическое произведение отталкивается от чего-то, что лежит за пределами нашего опыта, но более-менее доступно для понимания. И кое-что из перечисленного в "Паранормальном" задействовано, однако это кое-что открывает нам только первый из неизвестного множества уровней.
В любом случае на наших глазах разворачивается одна из самых любопытных и точно самая оригинальная киновселенная. Абрамсовский "Кловерфилд" для бедных, где бедность - не порок, а возможность для проявления фантазии. Которой у Мурхеда и Бенсона не занимать. Сам Харлан Эллисон, автор рассказа "У меня нет рта, но я должен кричать" - упоминаемого здесь неспроста, - позавидовал бы.
4.5