Почему курильского предпринимателя называют "Директор Добро"

Тридцать лет назад она сошла на шикотанский берег робкой, растерянной девчонкой и первые полгода отчаянно тосковала по дому. Сегодня Анна Большакова известна на Курилах как предприниматель и меценат. Без ее участия не обходится ни один местный праздник, а если беда пришла в чей-то дом - Анна Петровна в числе первых спешит на помощь.

Жизнь некраденая

- Анна Большакова - женщина уникальная. Начинала рыбообработчицей, а потом стала успешной бизнес-леди, но самое главное - она светлейшей души человек. Обязательно с нею познакомьтесь! - так напутствовал меня перед поездкой на остров Сергей Киселев, главный редактор южно-курильской районки "На рубеже".

Разговорить Анну Большакову оказалось делом непростым.

- В газетах пишут о героях или негодяях. Я не отношусь ни к тем, ни к другим, - поначалу Анна Петровна была непреклонна. Но на следующий день она решилась на разговор.

- Я подумала: чего стесняться? Жизнь-то у меня некраденая, - философски заметила она.

Тихое кафе, за столиком сидит женщина с усталыми глазами.

- Я уже забыла, когда отдыхала. Поехала в Приморье в санаторий. Через три дня дела меня оттуда выдернули. Знаете, сколько забот? Три магазина, кафе, гостиница, парикмахерская, недавно еще детское кафе открыла. Пусть оно нерентабельное, но у наших ребят должны быть такие же радости, как у сверстников на материке, - уверена Анна Большакова.

На вопрос, требовательная ли она в бизнесе, отвечает:

- Из меня плохой руководитель. Я - генератор идей. А командовать лучше получается у подруги и правой руки Шуры Глебовой. Мы с ней примерно в одно время на Шикотан приехали, знаем друг дружку до кончиков ногтей.

Секрет успешного бизнеса на отдаленном острове владелица магазинов, кафе, парикмахерской и гостиницы не скрывает. По ее словам, это труд и честность.

К работе девчонку родители приучили с раннего детства. Их деревянный дом стоял на самой окраине небольшого городка Заинска в Татарской АССР. В семье росли пятеро детей - кроме Ани еще четыре брата.

- Хоть и жили в городе, но весь уклад жизни был деревенский - огород, покос, - улыбается Большакова.

После окончания школы она поступила в торговый техникум, но проучилась там считанные дни.

"В магазинах часты недостачи, их нужно возмещать. Последнюю корову со двора сведешь", - судачили бабки с улицы ее детства. Девочка восприняла эти разговоры всерьез и спустя неделю уже осваивала "безопасную" профессию токаря в ПТУ.

Стол под розовым полотенцем

Окончив училище с отличием, Аня Большакова пошла работать на завод. Стоял 1988 год, самый разгар перестройки. Тогда девушка услышала о чудо-острове Шикотан.

- Знакомая рассказала, что там можно за два года на кооперативную квартиру заработать. А я о Курилах ничего не знала, для меня это были точки на школьной географической карте, - признается Анна Петровна.

Она загорелась. Родителям сказала, что едет с подругой по комсомольской путевке обучать курильчан токарному делу. Так девушка оказалась на Шикотане в селе Крабозаводском.

Деревянные бараки, в которых тогда жили рыбообработчицы, местные называли "Пентагоном". Анне там выделили комнатку с узкой кроватью и деревянным самодельным столом, который она накрыла большим розовым полотенцем.

За станком девушка проработала несколько недель, а потом решила перейти в консервный цех.

- Начинала рабочей, потом выучилась на машиниста закаточной машины, - вспоминает Анна Петровна.

Родителям она продолжала писать о своей "комсомольской практике".

Зарплата на Шикотане была хорошая, через два года у Анны на сберкнижке лежало семь тысяч рублей. Они "сгорели" в один миг, когда большая страна развалилась на части. Для Большаковой тогда мир не рухнул. В молодости все неурядицы переносятся легче.

"Я подумала: чего стесняться рассказать о себе? Жизнь-то у меня некраденая"

Знаменитое землетрясение 1994 года застало ее на заводе. С моря шел сильный гул, люди боялись прихода цунами и старались забраться повыше. Анну за руку потащил на ближайшую сопку солдат, выскочивший невесть откуда в ночи.

- Помню, я ему говорила: ты только меня не бросай, я жить хочу, - рассказывает она.

После удара стихии на острове был хаос, в душах людей поселились страх и неуверенность. Многие стали спешно уезжать на материк.

Большакова о переезде не помышляла никогда, даже в то самое жуткое время. Говорит, что хотела себя проверить.

Тогда на берегу с работой было сложно, и Анна устроилась буфетчицей на сухогруз "Остров Шикотан". Четыре года штормов и качки. Там, на судне она встретила свою судьбу. Муж Валерий предложил ей заняться торговлей. Начинали с двух вагончиков, которые переоборудовали под магазин. Бизнес быстро стал приносить прибыль.

- Не зря я несколько дней в торговом техникуме училась, - хохочет Анна Петровна.

Подобрать товар, отправить теплоходом, встретить груз, рассортировать, реализовать и угодить покупателю. За каждым словом - большая самоотдача, без которой успеха не будет.

И в беде, и в радости

Анну Большакову на Шикотане метко называют "директором добра", много раз она помогала землякам и в беде, и в радости.

- Людей понимать и жалеть меня мама научила. Поэтому если есть возможность помочь кому-то - не отказываюсь. Ой, да зачем об этом? Добро должно быть тихим,- смущенно говорит Анна.

Себя она ругает за то, что почти не отдыхает, за то, что не заметила, как сыновья выросли. Младший уже на голову выше матери!

В ответ на мою "провокацию", мол, зачем все новые предприятия открывать, искренне недо­умевает:

- Ну как нам без парикмахерской? Сейчас новый завод запускают. Строительство идет, мужиков вон сколько приехало. Их же стричь надо!

И, махнув на прощанье рукой, заторопилась на пирс, к которому подходил теплоход с грузом для ее магазинов.

Прямая речь

Сергей Усов, глава Малокурильской сельской администрации:

- Анна Петровна Большакова - человек не­обыкновенный. Не имея специального образования, стала одним из успешных предпринимателей нашего острова. Трудолюбива, проста, отзывчива и очень человечна. Ее по-настоящему любят и уважают земляки.

Между тем

Программу поддержки малого и среднего предпринимательства Сахалинской области эксперты называют "самой серьезной в стране". В 2018 году на эти цели из регионального кошелька выделено 216 миллионов рублей.

В прошлом году 12 процентов средств получили социально ориентированные предприятия - специализированные магазины, аптеки, парикмахерские, бани. Такого больше нет нигде в России. Также островным предпринимателям возмещают затраты на уплату взносов при вступлении в саморегулируемые организации.

Деньги на поддержку малого бизнеса перечисляют муниципалитетам, которые тесно работают с местными предпринимателями и знают их нужды.