Теперь героическое прошлое - в редких документах и экспонатах, в том числе воссозданных, - станет доступным, а некоторые его страницы впервые откроются каждому.
После публичных обсуждений Гражданская ассамблея Красноярского края единодушно поддержала проект создания на острове Молокова уникального комплекса.
- Это будет не просто традиционный музейный объект, а ландшафтный парк гуманитарно-экологического направления. Он украсит город и даст возможность новым поколениям прикоснуться к истории, - убежден руководитель местного отделения Русского географического общества Игорь Спириденко.
Несколько лет восстанавливают энтузиасты яркие хроники, рассказы очевидцев, уникальные раритеты. Собранные вместе, они будут представлены современникам через судьбы великих первопроходцев, участников исследовательских экспедиций и памятного перегона самолетов по маршруту Аляска - Сибирь, защитников Диксона в годы Великой Отечественной и тех, кто на суровом Приенисейском Севере закладывал индустриальный фундамент страны.
Главным экспонатом экспозиции станет, конечно, легендарный С-47 "Дуглас", два года назад доставленный в Красноярск из заполярной тундры.
Эта машина - свидетель событий трагических, но полных мужества и преданности долгу. Переданный СССР в 1942-1945 годах по ленд-лизу в числе восьми тысяч американских самолетов, он в 1947 году потерпел аварию на Таймыре.
Как рассказывает историк Вячеслав Филиппов, тогда, в 1943-м, "Дуглас" на фронт не отправили, оставили в Енисейской авиагруппе полярной авиации для ледовой разведки. Будущий Герой Советского Союза Михаил Титлов сопровождал на нем караваны судов по Северному морскому пути, за что был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
23 апреля 1947 года двухмоторный С-47 взял курс на Хатангу. На борту находились 26 пассажиров, 852 килограмма багажа и четыре члена экипажа: командир Максим Тюриков, второй пилот Сергей Аношко, бортмеханик Виктор Писмарев и бортрадист Алексей Смирнов.
Во время полета обнаружилась неисправность двигателя и отказал генератор. В чрезвычайно труднодоступном месте - за две сотни километров до поселка Волочанка - Тюрикову удалось на одном моторе совершить вынужденную посадку.
Продукты на борту были, авиационные печки спасали от холода.
Словом, большинству удалось дождаться помощи, которая пришла на 19-й день. Однако три члена экипажа, включая командира, и шесть пассажиров к тому времени пропали без вести. Они отправились на поиски жилья и не вернулись.
Только в 1953-м таймырский охотник случайно нашел останки Тюрикова, опознанного по сохранившимся в планшете документам и компасу.
Оставить "Дуглас" на погибель в мерзлоте поисковики посчитали кощунством. Но его перенос за тысячи верст представлялся почти нереальным.
- Экспедицию по эвакуации готовили полтора года. Дорог к тем местам - никаких. К тому же выяснилось, что самолет лежит на территории заповедника. Следом другой вопрос встал: как разбирать технику? Документации на воздушные суда такого типа, разумеется, не сохранилось, всю информацию пришлось собирать буквально по крупицам. Долго подбирали команду специалистов, часть необходимых инструментов пришлось выписывать из Америки. При этом нам повезло. Думали, что пораженный коррозией фюзеляж придется разрезать. Но старый самолет, показалось, сам стремился поскорее "встать на ноги". Все прошло на удивление легко, - вспоминает Вячеслав Филиппов.
Сейчас "Дуглас" находится в специальном ангаре на реставрации. За полтора года мастера полностью восстановили основное шасси и блок управления радиокомпаса. Сумели вернуть к жизни и вилку хвостового колеса, которая при аварии переломилась пополам.
Самолет уверенно идет на поправку. Место его почетной стоянки в парке-музее уже определено - центральный павильон.
На острове Молокова музею тесно не будет. В самом "сердце" 16-гектарного пространства (именно здесь в 30-е годы прошлого века зарождалась отечественная полярная авиация) расположится его основное здание, от которого в разные стороны проложат четыре пешеходные тропы: "Воздух", "Земля", "Река" и "Море".
- Каждое название символизирует путь, который проходили исследователи Арктики. Направитесь первой тропой - подниметесь на подвесной дороге над окрестностями. Выберете вторую - познакомитесь с разнообразной северной флорой, посетите лабораторию вечной мерзлоты. Третья пригласит в путешествие вокруг острова на палубе еще одного нашего легендарного экспоната - теплохода "Красноярский рабочий", - рассказывает координатор проекта Оксана Будулак.
Кроме того, любознательных посетителей ждет целая сеть павильонов, в которых раскроются тайны арктических феноменов - знаменитого северного сияния, например, или по полгода царящих над высокими широтами ночи и дня.
Глобальный мегапроект, безусловно, требует и немалых вложений.
- Мы уже подписали соглашение о сотрудничестве с несколькими крупными бизнес-структурами Красноярского края. В первую очередь это, конечно, предприятия Заполярья, ведь один из разделов посвятим промышленному освоению Севера, - поделился с "РГ" Игорь Спириденко.
Авилина Анциферова, дочь погибшего командира корабля "Дуглас" С-47 Максима Тюрикова:
- Имя у меня непростое: отец назвал в честь авиационной линии. В 2016 году я с радостью отправилась в уникальную экспедицию на Таймыр, где проходила эвакуация "Дугласа", и до сих пор вспоминаю это время с восхищением и замиранием сердца. Очень хочу, чтобы самолет, этот памятник отечественной истории, был полностью отреставрирован и все смогли его увидеть. Считаю, что остров Молокова - прекрасное место, и очень рада тому, что именно здесь будет музей.
Досье "РГ"
Решение о создании гидроавиабазы и авиаремонтных мастерских в Красноярске было принято в 1934-м. Строительство развернулось на острове Телячий. Спустя год красноярский летчик Василий Молоков за спасение челюскинцев удостоился звания Героя Советского Союза, и остров на Енисее переименовали в честь отважного полярника.