Художник из Москвы решил изменить таблички на петербургских мостах

Художник Юрий Осинин в одночасье стал новым городским героем - лента его страницы в соцсети пестрит словами благодарности от местных жителей, к нему приезжают журналисты, героя номинируют на премии... "Я всего лишь хотел привлечь внимание к маленькой, но важной детали", - скромно уверяет художник. Деталь эта - таблички с названиями мостов Северной столицы. Вместо жестяных он на собственные средства устанавливает керамические, созданные по образу тех, что красовались на набережных изначально.

В Санкт-Петербург Осинин приехал в 1998 году - поступать в Мухинское училище. Таблички на ажурных столбиках сразу очаровали москвича, признается он.

- Эта деталь прямо запала мне в душу. А ведь именно из деталей и складывается ощущение характера города. Нигде больше мосты не подписывают как настоящие музейные экспонаты, - говорит художник.

Однако в 2010 году в Петербурге началась кампания по массовой замене адресных вывесок. Затронула она и мосты. Правда, на здания через время указатели вернули в приличном виде, а вот на набережные как будто махнули рукой: если раньше все таблички "рифмовались" и между собой, и с теми, что установлены на домах, то теперь вместо эмалевых стали появляться простые жестяные пластинки абсолютно разного размера, да еще и с ошибками.

Кстати, сейчас их изготавливает то же предприятие, которое делает дорожные знаки. А раньше их производством занимался завод по выпуску посуды - по технологии горячей эмали на металле. Собственно, во многом именно эта перемена и объясняет нынешний неказистый внешний вид.

- Почему город отдал эту часть дизайна предприятию, занимающемуся дорожными знаками, непонятно. Ведь указателями таблички на мостах никогда не являлись, - недоумевает художник.

Исправить неприглядную картину он решил своими силами и в 2015 году создал в своей керамической мастерской табличку для Таракановского моста. Воплощению идеи предшествовала длительная подготовка. Во-первых, художник поднял архивы и изучил историю обозначений на мостах - особенно помогли фотоснимки из Музея истории Санкт-Петербурга. На одной из них, авторства Карла Буллы - знаменитого фотографа Императорского двора, видно, что у Певческого моста, например, столбики стояли уже в 1900 году. Обобщив всю найденную историческую информацию, энтузиасты воссоздали и особый "ленинградский" шрифт. Изготовление самой таблички времени тоже потребовало немало: от начала до конца на процесс требуется около месяца (сушка, несколько обжигов, глазуровка). Что же касается средств, то один экземпляр обходится в среднем в 3,5 тысячи рублей, а всего таких табличек изготовлено уже 26.

- План у нас был простой: обновить все таблички, которые ведут на Покровский остров, где расположена мастерская. Плюс мосты, которые видно с Пикалова моста, и, конечно, Поцелуев, так как он у нас самый романтичный, там часто делают фото. Сейчас мы закончили уже с 14 переправами, еще пять пока не успели, - рассказывает Осинин.

Надо сказать, что чиновников, в отличие от петербуржцев, инициатива вообще не тронула. Заменив первую табличку, художник сразу обратился в несколько профильных комитетов с просьбой согласовать объект на Таракановском мосту, чтобы его не демонтировали, и заодно с вопросом - есть ли у города планы на разработку единого дизайна табличек? Ни одним ответом художника так и не удостоили.

А вот "Мостотрест" (именно это предприятие отвечает за все городские мосты), спустя три года, когда о новых указателях заговорили и горожане, и многочисленные СМИ, не на шутку всполошился.

- Гражданину Осинину было разъяснено, что его действия по самовольному снятию и установке табличек с наименованиями мостов могут быть квалифицированы по признакам состава административного правонарушения, - прокомментировали "РГ" в организации.

По словам самого художника, причину появления страшных табличек там ему объяснили вот как: раньше их воровали по 10 штук в день, а в таком исполнении воровать никому не хочется. Теперь же "Мостотрест", как оказалось, сам "прорабатывает варианты изготовления табличек нового образца из различных материалов, в том числе и из керамики". Останутся ли в этом случае на месте изделия Осинина или организация их демонтирует, - пока под вопросом.

- Если нам пойдут навстречу, мы с удовольствием будет продолжать этим заниматься. Я верю, что эта уникальная петербургская деталь погибнуть не должна, - говорит художник.

Сейчас на очереди мосты: Декабристов, Снежный, Английский, Красногвардейский - и как раз Поцелуев.

Кстати

Керамикой Осинин занимается вовсе не как любитель. Работы его мастерской можно увидеть на фасаде Феодоровского собора, в Невском пассаже и даже в Петропавловской крепости.