Пещера в Крыму открыла ученым доступ к уникальному "архиву"

Строители федеральной трассы "Таврида" приостановили все работы в обнаруженной близ Белогорска уникальной карстовой пещере длиной один километр. Вскоре ученые и инженеры должны принять окончательное решение о судьбе этого памятника природы и альтернативном варианте прокладки трассы.

Пока же сотрудники Крымского федерального университета бережно консервируют поднятые костные останки и делают первые предварительные выводы об их происхождении. Случайно вскрытую у новой трассы карстовую пещеру ученые в один голос называют уникальной, а сделанные там находки - сенсационными. Ведь, во-первых, она самая протяженная - 1015 метров - из уже известных в предгорном Крыму. Для сравнения, Таврская пещера у поселка Куйбышево имеет длину 500 метров, а Змеиная в районе Чистенького - 320, но они вскрыты давно, и на их содержимое повлиял поверхностный воздух и, конечно же, человек.

Самое ценное в этой находке - это обнаруженный богатейший палеонтологический материал. Пока это тонны перемешанных с суглинком костей доисторических животных, из которых пока успели извлечь и достать на поверхность не более одного процента. Уже нет никаких сомнений, что вскрыто древнейшее природное хранилище, относящееся к раннему плейстоцену - эпохе четвертичного периода, закончившейся 11,7 тысячи лет назад. Содержимое поможет лучше узнать историю полуострова и даже всего человечества.

Вертикальный колодец в пещеру обнаружили, когда строители "Тавриды" с помощью тяжелой техники проводили буровые работы и вынимали грунт под новую дорогу. Неожиданно была пробита дыра в скрытую полость. А когда на место позвали спелеологов, те увидели на дне колодца 14-метровой глубины огромную карстовую галерею. По словам председателя совета Российского союза спелеологов, ученого секретаря отделения Русского географического общества в РК Геннадия Самохина, найденная пещера уникальна по своей морфологии, минералогии и палеонтологии.

- Мы привыкли видеть свисающие с потолка сталактиты и нарастающие снизу сталагмиты, - рассказал Геннадий Самохин. - Здесь их нет, но уникальна форма галерей. Эта пещера достаточно длительное время находилась под действием напорных вод. Вода поступала снизу сквозь песок, упиралась в известняк и создавала купола. Последние 50 тысяч лет природный объект был закупорен и законсервирован, не подвергался влиянию внешних процессов. Высота галереи в среднем - 7-8 метров, ширина 4-6, высота восходящих куполов - до 12 метров. Мы сделали топографическую съемку большей части пещеры. Выяснили, что галереи когда-то подходили близко к поверхности, и вход был там, где сейчас проходит дорога, но потом что-то произошло, и его засыпало камнями. Температура внутри - плюс 13 градусов, влажность - 97 процентов. Живой флоры и фауны не нашли никакой, там очень сухо. Только на некоторых приповерхностных участках есть следы потеков, оставшихся после паводков и снеготаяния.

Тем не менее эти известняки сотни тысяч лет, как губка, были пропитаны водой, и сейчас их фактически можно проткнуть чуть ли не пальцем.

- Я впервые в жизни в этой пещере увидел, как корни деревьев растут не по трещинам, а сквозь известняк, настолько порода пористая и водонасыщенная, - говорит Самохин. - Есть уникальные железистые образования, есть интересные минералогические комплексы в виде аэрозольных образований.

Но самую большую ценность представляют найденные в подземелье останки доисторических животных. Это кости взрослого мамонта и мамонтенка, винторогого барана, лошади, носорога Мерка, антилопы, верблюда, жирафа и других млекопитающих. Согласно первоначальным выводам, это логово крупных хищников, гигантских гиен, которые жили около 75-100 тысяч лет назад, охотились и с большой территории затаскивали в пещеру свою добычу. В России таких пещер с доисторическим костным материалом больше нет, а в мире всего две - во Франции и Испании.

- Скорее всего это были гигантские гиены, потому что только они могут жить на таком удалении от входа в пещеру и питаться падалью, - говорит Геннадий Самохин. - На костях почти везде видны следы зубов, на стенах пещеры - царапины от когтей. Мы должны послойно изучить эти останки, чтобы понять, чем питались животные, какие у них были условия обитания, как менялся климат.

Как предположил ведущий методист зоомузея Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского Дмитрий Старцев, логово скорее всего принадлежало пещерным гиенам, близким к родам Crocuta или Pachicrocuta. Стоит отметить, что доисторическая гиена была гораздо крупнее своих сегодняшних потомков: она весила более 110 килограммов и достигала размеров современного льва.

- В пользу версии о логове хищника говорит нетипичная для естественного захоронения сортировка останков: среди них преобладают кости конечностей, причем в подавляющем большинстве - травоядных животных, более редки фрагменты черепов, очень мало ребер и позвонков, - подчеркивает Дмитрий Старцев. - Обилие костей, компактно залегающих в обследованной мною части пещеры (там толщина костеносного слоя - более одного метра), говорит об очень длительном использовании этой пещеры хищниками в качестве убежища. Такое пещерное захоронение уникально не только для Крыма, но не имеет аналогов и в России.

Главной загадкой для ученых стали найденные кости, разбитые по длинной оси. Хищники не могли разделывать их таким способом, а поэтому открытым остается вопрос: могла ли быть пещера жилищем для первобытного человека. Пока никаких следов его деятельности - наскальных рисунков или орудий труда - не найдено. Но под толщей глины или в новых галереях специалистов могут ждать и такого рода находки.

Но проблема в том, что примерно 150-200 метров будущей трассы "Таврида" расположено как раз над исследованными галереями пещеры. Именно поэтому ее судьба сейчас решается коллегиально - с привлечением специалистов Российского географического общества, Российского союза спелеологов, минтранса и минэкологии РК, Ростехнадзора, КФУ, а также генподрядчика строительства трассы - компании "ВАД". До возобновления исследований вход в карстовый колодец засыпали крупными камнями, а за сохранностью объекта следят специалисты по транспортной безопасности. Рассматривают несколько вариантов. Первый - затампонировать 150 метров галерей непосредственно под дорогой, но тогда мы навсегда потеряем самые крупные и красивые галереи. Второй вариант - строительство путепровода непосредственно над зоной полости. Но опять же вопрос - не улетят ли в пропасть рыхлого известняка тяжелые буронабивные сваи. Еще один вариант - смещение маршрута трассы на 20-50 метров. Но для этого нужно время - геологоразведка и закладка шурфов.

- В некоторых галереях уже выявлены свежие обвалы, вызванные обрушением свода залов под участками автодороги, - рассказал Геннадий Самохин. - Инженеры-проектировщики проводят расчеты и экономические обоснования для различных вариантов изоляции опасного природного феномена. Обследуют и соседние с пещерой участки, поскольку возможно продолжение галерей. Специалистам важно сопоставить топосъемку с геодезическими координатами строящейся трассы. Нам необходимо внятно обосновать уникальность этого природного объекта. Я считаю, что по всем критериям пещера заслуживает создания на ее базе научного карстолого-спелеологического стационара.

Так или иначе близость находки к строящейся федеральной трассе уже предопределила ее судьбу - она в любом случае станет популярным экскурсионным и туристическим объектом полуострова.

Комментарий

Борис Вахрушев, председатель регионального отделения Русского географического общества в Республике Крым, декан географического факультета Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского:

- Пещера уникальна, и, изучив ее, мы получим данные о палеогеографическом, а самое главное о палеогидрологическом развитии полуострова. Это огромный палеонтологический архив, собранный хищниками с огромной территории. Но как бы ни было, в декабре 2018 года трасса "Таврида" должна быть запущена. Надо и пещеру сохранить, и стройку продолжить. Чтобы подготовить решение о возможных вариантах сохранения объекта, мы выполнили 3D-сканирование и лазерную съемку галерей. Российская академия наук выразила готовность оказать всяческое содействие в исследовании пещеры.