В российский прокат вышел хоррор "Паранормальное"

В подростковом возрасте Джастин и Аарон, оставшиеся сиротами после автокатастрофы, сбежали из тоталитарной секты. Служители культа жили в глуши на опушке леса, поклонялись некому существу, обитающему в этом лесу, и якобы готовились к массовому самоубийству, которое меж собой называли "вознесением". Спустя десять лет после побега братья работают уборщиками и живут по уши в долгах в крошечной квартире. На присланной им видеокассете их старые знакомые с опушки живы (то есть если и готовились к суициду, то явно поменяли планы) и здоровы. Парни решают на один день съездить в место, из которого они когда-то убежали. И обнаруживают там процветающую коммуну людей, которые мало того, что за десять лет вообще не постарели, так еще и разбогатели на крафтовом пивоварении. До поры ничто не предвещает беды - разве что ночью в небе восходят две луны и вот-вот появится третья.

Ренессанс фильмов ужасов, о котором осторожно заговорили пару лет назад, продолжается - перед нами вновь эффектный атмосферный фильм, который медленно, но верно завладевает вниманием. Совсем недавно в российском прокате была "Реинкарнация". Теперь вот "Паранормальное" - фильм менее амбициозный, но все равно заслуживающий внимания.

Слава "Паранормального", как и "Реинкарнации", началась на фестивалях - что неудивительно для снятого вне американской студийной системы независимого проекта. Наверное, в случае с маленькими жанровыми фильмами этот момент стоит отметить отдельно - это пример, когда фестивали, на которых якобы показывают только артхаус, интересный трем с половиной ценителей, служат проводником фильма в широкий прокат за счет положительных отзывов первых зрителей. Подобно "Реинкарнации", "Паранормальное" можно отнести к жанру, который на Западе поспешили назвать метахоррором. Ключевое отличие от "обычного" хоррора - почти полное отсутствие "бу-моментов", то есть резких монтажных склеек, пугающих звуковых и визуальных эффектов. Страх овладевает зрителем постепенно за счет погружения в атмосферу фильма, с каждой минутой становящуюся все абсурднее.

Ренессанс фильмов ужасов, о котором осторожно заговорили пару лет назад, продолжается

Как и любой уважающий себя метахоррор, "Паранормальное" обманывает ожидания зрителя. После возвращения братьев в коммуну сектантов дальнейший сюжет традиционного фильма ужасов можно было бы угадать с пары попыток. В случае с "Паранормальным" сделать это не представляется возможным, но то, что кино, способное удивлять на протяжении большей части своего хронометража, факт неоспоримый. Раскиданные по первой половине фильма загадки (Почему в 2018 году в кадре появляется видеокассета? Почему главные герои до приезда в секту живут будто в вакууме - в кадре, кроме них, ни одной живой души? Почему рисунок, который они оставили на надгробном памятнике матери, десять лет спустя выглядит удивительно свежим?) получают сколь сумасшедшее, столь и на удивление стройное объяснение.

Сюжетный твист, заложенный авторами в начале второй половины фильма, заставляет вспомнить много разного - в диапазоне от Лавкрафта (цитатой из которого "Паранормальное" открывается) и Льюиса Кэрролла до Тарковского. И уже само по себе обращение к этим источникам отличает фильм от большинства других хорроров. Вообще, фильмы ужасов за последние 25 лет носили самые разные одежды: была мода и на постмодернистский стеб ("Крик"), и на моралистичное "пыточное порно" (франшиза "Пила"), и на псевдодокументальную стилистику ("Монстро", "Паранормальное явление"). Но в массе своей все эти хорроры играли в форму, делая содержание ее второстепенным заложником. "Паранормальное" вслед за "Реинкарнацией" (которая также была не первой - можно вспомнить, например, фильм It follows 2014 года) меняет акценты - главным здесь становится не дежурный моральный урок, а экзистенциальное переживание героев само по себе. Возникающая тут тема временной петли, конечно, метафорична. Жизнь братьев и до их возвращения в секту напоминала до зубовного скрежета скучный и бессмысленный ритуал с известным финалом.

А, может, и их жизнью давно уже поживился Ктулху, чьи сны краем умирающего сознания видят и герои, и наблюдающие за ними в кинотеатре зрители.