В Крыму появился первый территориальный агрокластер

Производители и переработчики сельхозпродукции Крыма объединились в первый территориальный кластер. Сейчас в нем 17 участников, но это только начало, уверены в Центре кластерного развития, ведь из-за кризиса доверия многие предприятия наблюдают, желая увидеть, какой эффект даст коллегам по цеху вступление в кластер.

Перешли к делу

- Крымская экономика может получить развитие с помощью кластерного подхода. Для этого министерством экономического развития РК и был создан Центр кластерного развития Крыма (ЦКР), - говорит директор организации Мария Бычкова. - Это структурное подразделение Центра инвестиций регионального развития, которое занимается развитием кооперации. По сути, речь идет о развитии производственной кооперации любого вида деятельности. В Крыму кооперация слабо развита из-за низкого уровня доверия друг к другу. Наша задача сегодня - исправить это. Уже до конца года мы планируем создать четыре кластера.

Первый - агропромышленный биотехнологический уже заработал. К декабрю планируется создать еще креативный, судостроительный и туристический. А в следующем году - информационно-технологический.

- У каждого министерства и ведомства свое определение кластера: есть территориальные, инновационные, промышленные, туристические и прочие, - продолжает Бычкова. - Мы развиваем территориальные. То есть объединения компаний, зарегистрированных в регионе, от производителей сырья и переработчиков до владельцев розничных магазинов, продающих продукцию, произведенную участниками кластера. Это делается для того, чтобы устранить существующие ограничения отрасли и помочь развиваться локальному бизнесу. По сути мы являемся коммуникационной площадкой, которая позволяет объединить возможности и потребности различных крымских предприятий. Например, участник кластера может прийти к нам с идеей переработки сельхозсырья. А мы знаем, что научное учреждение, являющееся участником кластера, разработало новую технологию, позволяющую не просто переработать это сырье, а улучшить его потребительские характеристики. В таком случае нашей задачей будет помочь в разработке бизнес-плана и проанализировать различные технологии переработки, выбрав самую оптимальную. И если ею окажется крымская разработка, обеспечить ее внедрение или дать разработчикам обратную связь, чтобы они могли ее усовершенствовать. Таким образом, нужно наладить коммуникацию, причем не только внутри одной отрасли, и помочь в поиске потребителей, кадров, партнеров на смежных рынках.

Выстроить цепочки

Основной механизм, используемый ЦКР, - это выстраивание производственных цепочек. В Крыму у многих производителей сырья проблемы со сбытом, а у переработчиков, наоборот, нередко дефицит качественного сырья. ЦКР поможет им найти друг друга и наладить сотрудничество на взаимовыгодных условиях и с минимальным риском. В агропромышленном биотехнологическом кластере пока сформированы две цепочки: первая связывает производство и переработку зерна, вторая - эфиромасличные культуры и выпуск косметики. В ближайшее время ЦКР займется новыми направлениями: выращиванием овощей, фруктов, ягод, а также молочным животноводством и производством молочных продуктов.

Кроме того, ЦКР готов помогать с подготовкой и оформлением документов, например, для участия в госпрограммах.

- Наши специалисты также могут рассчитать экономическую эффективность производства, подготовить технико-экономическое обоснование и бизнес-план для новых проектов, провести маркетинговое исследование или сертифицировать продукцию и производство, - говорит Мария Бычкова. - Причем благодаря финансированию, выделяемому министерством экономического развития РФ, мы оплачиваем до 95 процентов стоимости услуг по подготовке документов, остальные пять процентов - взнос участника кластера. Средства на это выделяет федеральный и региональный бюджет. В итоге мы выдаем производителю готовый продукт, например, бизнес-план, который он сможет представить в профильное министерство для получения гранта. У министерств много действующих программ поддержки, но далеко не всегда производители могут самостоятельно подготовить документы для участия в них. Наша задача - обеспечить эффективную коммуникацию и упаковать проекты так, чтобы они соответствовали всем требованиям для расширения бизнеса или получения поддержки.

- Мы рассчитываем на то, что наш кластер достигнет масштаба промышленного, тогда можно будет претендовать на поддержку Минпромторга РФ, - говорит генеральный директор комбината "Крымская роза" Иван Гладун. - У него очень серьезные программы, например, компенсация до 50 процентов затрат на модернизацию основных средств производства. Кроме того, хотим консолидировать всех производителей эфиромасличной отрасли Крыма и разработать согласованную стратегию развития. Сейчас каждый варится в своем котле, что неправильно: наше производство, например, занимается изготовлением косметики и создает потребность в сырье на рынке, а есть производители, которые нуждаются в сбыте. Если объединиться, можно получать взаимную выгоду. Нам нужна для этого структура, которая не просто будет давать финансовую поддержку, а которая нас объединит.

На новый рынок

Еще одно направление деятельности ЦКР - продвижение существующих проектов: создание бренда, логотипа, позиционирование, проведение информационных и рекламных кампаний, участие в выставках. Центр готов проводить маркетинговые исследования, которые помогут крымским производителям понять, кто покупатель их продукции, какие требования к ней он выдвигает и что нужно изменить, чтобы она продавалась. А также провести сертификацию товаров. Центр компенсирует до 95 процентов затрат по утвержденной максимальной стоимости.

- Первые заявки мы уже выполняем, причем самыми активными оказались производители эфиромасличной продукции, - говорит Мария Бычкова. - Мы рады, потому что отрасль очень перспективная, но, к сожалению, сейчас не настолько развита, как в советское время. Производители заказали маркетинговое исследование - изучение ассортимента косметической продукции и ценовых предложений в ряде федеральных сетей, что поможет им выстроить правильное позиционирование и нарастить продажи на материке.

Пока говорить об эффективности участия в кластере производители считают преждевременным, рассчитывая увидеть первые результаты ближе к концу года.

- Мы стали участниками кластера всего месяц назад, так как ожидаем развития внутреннего рынка потребления эфиромасличной продукции, - рассказал руководитель предприятия "Эфир-масло" Павел Наумов. - В последние годы всю продукцию отправляли на экспорт, но из-за санкций появились определенные сложности с зарубежными партнерами. В России же клиентов у нас пока практически нет. Но рассчитываем на то, что они найдутся, ведь российский рынок растет примерно на десять процентов в год, да и работать внутри своей страны гораздо легче.

Комментарий

Виктор Реутов, профессор, директор Института экономики и управления КФУ им. Вернадского:

- В Крыму нужно развивать и судостроительный кластер, и креативный, потому что только курортами, промышленностью и сельским хозяйством Крым вряд ли сможет достичь большей инвестиционной привлекательности, чем у него уже есть. Старыми методами и подходами уже сложно ее поднять. Креативная экономика - это новое направление для Крыма, нужно формировать индустрию, отвечающую современным мировым реалиям. Например, развивать киноиндустрию, дизайн, в том числе и индустрию моды, архитектуру. Креативные направления способны привлечь еще больше туристов и стать толчком для развития смежных отраслей. Мы сейчас готовим предложения для минэкономразвития региона, которые помогут повысить не только экономическую привлекательность Крыма, но и имиджевую. Развитием новых направлений можно повысить "стоимость" бренда Крыма.