Бастер Китон нашего времени
Потом под это дело сочиняется какая-нибудь оперетта ("Он злоде-е-ей! Он злоде-е-ей! Кто бы мог поду-у-ума-а-ать!") про коварные шпионские заговоры. Так получается очередной фильм о приключениях Итана Ханта. Причем с каждым разом процесс все более совершенствуется.
"Миссия невыполнима: Последствия" - новый пик. Где все еще круче, масштабнее и кучерявее.
Суперагент Итан Хант противостоит Апостолам. Это как Синдикат из прошлой части, только Апостолы. Тайная организация, которая похитила три ядерных шарика и намерена их взорвать ради мира на Земле. А чтобы искать шарики было веселее, к отряду приставляют крутого агента Уокера, сыгранного Генри Кавиллом с усами.
Усы Генри Кавилла обрели статус культа задолго до премьеры. Ими восхищались, их ненавидели, но когда они покинули нас (улетели домой), исполнив свое, до недавней поры загадочное, предназначение, всем стало немножко грустно, и даже Солнце чуть-чуть потускнело.
Предназначение усов Генри Кавилла, оказывается, состояло в следующем. При первом же появлении в кадре его персонажа в глаза сразу бросаются они, с потрохами выдавая в крутом Уокере мерзавца. Как парашют за спиной у Штирлица в известном анекдоте. Или как черная шляпа у разбойника из старого вестерна. Этот характерный атрибут опереточного злодея выглядит нелепо, чужеродно на лице злодея более, казалось бы, прогрессивной формации. И тем не менее он размещен между носом и губой Кавилла с конкретной целью.
Давно не секрет, что Том Круз восхищается творчеством Бастера Китона и Чарли Чаплина и стремится делать что-то похожее. Отсюда и его умопомрачительные трюки, отсюда - и все остальное, включая опереточные усы, опрятные, кустистые и невероятно выразительные, символизирующие мост из прошлого в настоящее.
По этому мосту бежит Итан Хант. Уже 20 лет бежит и все никак не добежит - потому что задачи такой нет. Задача другая у него - просто бежать. При этом он не выдыхается и не слабеет, а наоборот - мышцы становятся крепче, скорость все нарастает. Когда-то Джейсон Борн был ему конкурентом - и где сейчас этот Борн? Джеймс Бонд, понятно, всегда немного впереди, но на то он и Джеймс Бонд. Спотыкается, виляет, но все ж пока впереди.
Фильмам про Джеймса Бонда нужно постоянно меняться, омолаживаться, а фильмам про Итана Ханта почти ничего менять не надо. "Миссия невыполнима" вообще не меняется, только оттачивается. Совершенству предела нет, и сейчас мы имеем удовольствие наблюдать всего лишь зафиксированный момент бесконечного к нему движения. И в этом моменте "Миссия невыполнима" - самый модный и навороченный слэпстик.
Сюжет "Последствий" запутан так, что в нем черт ногу сломит, для накала драмы используются смехотворно манипулятивные (и эффективные) приемы из арсенала мыльной оперы, но какое это имеет значение? Да никакого. Опять же, в усах Генри Кавилла больше смысла, чем во всей невразумительной катавасии с бомбами и террористами.
Итан Хант вечно молодой - потому что бежит, никуда при этом не спеша. Энергетические ресурсы "Миссия невыполнима" берет из тьмы дремучей старины - и не только из шпионских триллеров Хичкока, как это было с самого начала. Среди фирменных ураганных погонь и воздушно-акробатических номеров попадаются такие артефакты ушедших эпох, как потешная драка в стиле Джеки Чана, внезапные срывания резиновых масок в стиле Фантомаса и перерезание провода за секунду до взрыва. Древнейшие клише - а все равно не оторваться.
Когда-нибудь Том Круз постареет настолько, что уже не будет способен запрыгнуть на взлетающий вертолет и протаранить им другой вертолет. Мы этого, наверное, уже не застанем. Сменит ли тогда его другой смельчак, как сменяют друг друга агенты 007? Гипотетически ничто не мешает продолжать, пока звезды не погаснут. Так что вопрос состоит скорее в том, где нам найти такого же, как Том. К счастью, этим вопросом предстоит задаться в худшем случае нашим детям.
4