- В 2016 году прокурорами было предъявлено 53 таких иска, в 2017-м - 68, - рассказала старший помощник облпрокурора по правовому обеспечению Юлия Федорова. - Все требования судами были удовлетворены в полном объеме.
Даже выиграв суд, квартиры дети-сироты получают с большим опозданием. В прошлом году находилось 148 исполнительных производств об обязании муниципалитетов предоставить жилье. Это на треть больше, чем годом ранее. Из них 84 производства перешло на 2018 год. К ним добавляются дела, возбужденные в этом году.
Крупнейшим "должником" является администрация Орла, на долю которой приходится половина исполнительных производств. Приставы применяют меры принудительного взыскания. Сначала на мэрию накладывается исполнительский сбор от 30 до 50 тысяч рублей - за то, что в установленный судом срок сироте не дали квартиру.
Мэрии назначают новый срок исполнения решения суда. Если она вновь не выдаст жилье, то ее наказывают штрафом от 30 тысяч рублей и выше. Чиновникам выдается предостережение о недопустимости нарушения закона. Однако это помогает далеко не всегда.
- Появилась практика, когда районные суды освобождают администрации от взыскания исполнительского сбора, - считает региональный детский омбудсмен Владимир Поляков. - Они указывают, что неисполнение судебного решения произошло не по вине должника.
Чиновники заявляют, что делают все возможное, например, организуют аукционы. И они, дескать, не виноваты в том, что в торгах никто не участвует. Однако условия прописаны так, что не находится желающих принять участие в аукционе. Формальности соблюдены, а сирота по-прежнему без жилья. Назначается новый аукцион, и все идет по кругу - снова нет участников, нет и жилья.
Освобождая мэрию от уплаты исполнительского взноса, суд автоматически отодвигает и крайний срок предоставления квартиры. То есть дает чиновникам отсрочку. Это приводит к тому, что даже с судебным решением на руках ожидание новоселья для сироты может растянуться на несколько лет. Практика стала массовой, причем сроки могут переноситься неоднократно.
По мнению Владимира Полякова, это порождает чувство безнаказанности. Решения судов чиновники в срок не исполняют, но, получается, не нарушают и закон. Однако крайними оказались дети-сироты.
К слову, в прошлом году за неисполнение решений суда без уважительных причин в повторно установленный срок на муниципалитеты было составлено 42 постановления о наложении штрафа в размере 30 тысяч рублей каждый. Из них 37 суды отменили "в связи с отсутствием вины" чиновников. Кроме того, мэрию Орла освободили от исполнительского сбора по 68 производствам. То есть в 68 случаях суд разрешил чиновникам повременить с предоставлением жилья сиротам. Конечно, это позволяет экономить казенные средства, поскольку сборы и штрафы оплачиваются из бюджета. Однако подобное не стимулирует чиновников. Они уже знают, как поступить, если придет очередное предупреждение от приставов или постановление о штрафе, - снова пойдут в суд и при помощи "отписок" добьются переноса срока.