Чем уличное искусство отличается от своей музейной "прабабушки"

У каждого вида искусства есть "офис": хотите посмотреть картины - идите в галерею, послушать музыку - в филармонию, насладиться кинематографом - прямиком в кинотеатр. Но не все так просто: "искусство в массы" на современный лад - это когда произведения из закрытых пространств музеев и залов вырываются на открытые площадки. Лето в Сибири короткое, а потому нужно успеть насладиться всеми его бонусами. Корреспондент "РГ" пообщалась с представителями трех направлений уличного искусства, чтобы выяснить, чем новая версия отличается от своей музейной "прабабушки".

Украшают серые стены

Самым часто встречающимся видом уличного искусства можно по праву назвать изображения на стенах. Разумеется, речь идет не о пресловутых надписях на заборах. Такие изображения люди называют граффити, но это не совсем верно, потому что граффити - нелегальное написание имени или названия команды, отголосок культуры хип-хоп. Современные же уличные художники стремятся улучшить серую среду города: вы наверняка и сами замечали изображения удивительных животных, пейзажи, а может, и просто нечто абстрактное, но приятное взгляду. Это называется "паблик-арт": городские изображения, призванные украсить будни.

Уличный художник Алексей Асеев, выступающий под псевдонимом А13, украшает стены вот уже восемнадцать лет. Такое искусство он считает более свободным.

- Тебе не нужна галерея, ведь ты можешь выставить работы на улице. Единственное, никто не отвечает за их сохранность. Ты должен быть готов к тому, что картины могут испортить или украсть, - отмечает Алексей.

Иногда беда приходит откуда, не ждали: графические произведения закрашивают не местные вандалы, а коммунальные службы.

- Коммунальщики пока не разбираются в этом вопросе, - сетует Алексей Асеев.

Это неудивительно, ведь интерес к паблик-арту появился только в последние годы, но зато какой: кроме частных заказов на украшение, например, какого-либо заведения, есть и государственные - исходящие от властей города. В Новосибирске за этот год по заказу мэрии уличные художники разрисовали два трамвая, остановку "Оперный театр", украсили пространство около кинотеатра им. Маяковского. Кроме того, в городе прошел фестиваль "OKRASHENO". Однако география талантливых мастеров не ограничивается одним городом: они путешествуют от Красноярска до Екатеринбурга, от Томска до Берлина и для участия на фестивалях, и для выполнения заказов по росписи стен.

Современные уличные художники создают порой настолько качественные работы, что их можно выставлять в музеях. И, может, однажды такое случится.

Музыка на улице

Первая ассоциация, невольно возникающая после этого словосочетания: человек с не всегда сильным и не слишком поставленным голосом, в руках - старая гитара, под ногами - шляпа с несколькими монетками на дне. Часто цель их выступлений прозаична - попытка заработать себе на хлеб.

Но есть и те, кто стремится зарядить энергией своего творчества окружающих. Так, в Первомайском сквере Новосибирска регулярно выступает нетипичный для улицы коллектив: группа музыкантов с разными инструментами, великолепное исполнение. Вокруг всегда толпа прохожих, которые либо пританцовывают, либо неустанно снимают видео на телефоны. Равнодушных нет.

Эти ребята - группа "CoverBrass". Десять человек и десять инструментов - флейта, валторна, труба, туба, саксофоны, тромбоны и барабаны. Почти настоящий духовой оркестр. Как и представители паблик-арта, музыканты называют улицу самой доступной площадкой для демонстрации творческих способностей. Но скидок на это не делают.

Правда, иногда беда приходит откуда, не ждали: графические произведения закрашивают не местные вандалы, а коммунальные службы. И это несмотря на то что художники, как правило, согласуют предположительное место будущей работы.

- Улица - та же сцена, - утверждает Илья Миллер, создатель и руководитель коллектива, - нужно отыгрывать столь же качественно, полностью отдаваться музыке, погружаться в атмосферу.

Возможно, этой самой отдачей "CoverBrass" на каждом выступление и цепляют публику, а может, дело в том, что это единственный уличный коллектив подобного рода в Новосибирске. Кстати, именно последний фактор стал толчком к созданию музыкальной команды, а от идеи до формирования прошел ровно один день.

- Я считаю, что мы дали новое дыхание уличной музыке, - говорит Илья Миллер, - мы познакомили публику с таким видом творчества, с которым им еще не приходилось сталкиваться.

Хотя "CoverBrass" и не планируют покидать уличное пространство, все же на интернет-странице коллектива есть контакты для согласования выступлений на мероприятиях. Однако предложений пока немного: коллектив признается, что они слишком громкие, поэтому играть фоном у них не выходит, требуется полное погружение слушателей.

На вопрос о перспективах уличной музыки Илья Миллер отвечает так: "На улицу выходят в основном те, кто хочет легких денег, при этом почти ничего не умея. Таких "гитаристов" много, поэтому уличная музыка будет всегда".

Кино под открытым небом

В последнее время набирает популярность и формат уличного кино. Часто это просторный уютный дворик с большим экраном и нестандартные сидячие места - кресла-груши, поляна с искусственной травой. Приятный способ провести вечер в городе.

В Новосибирске такие показы регулярно проводятся в Нарымском сквере и иногда во дворе кинозала "Синема". Оксана Берилло, куратор показов последнего, говорит о том, что кино под открытым небом - всегда народное. У организаторов показов есть понятная цель - собрать у экрана как можно больше людей. Уютная атмосфера, свободный вход и показ кино легких жанров, например, комедий, решают этот вопрос.

Уличное кино - это еще одна возможность удивить, расшевелить городскую аудиторию, которая ко всему привыкла, от всего устала. Это входит в русло культуры и искусства, плюс такие показы - отличная площадка для знакомства и общения.

Мнение

Оксана Берилло, куратор уличного проекта кинозала "Синема":

- Безусловно, кинотеатр - это храм для кино. Я думаю, что серьезное кино лучше смотреть на большом экране в темном зале, когда ничего не отвлекает. Может, я немного консервативно к этому отношусь, но атмосфера кинозала неповторима. Зато как городская событийность формат уличных просмотров очень жизнеспособен. Это еще и площадка для обмена мнениями, идеями, впечатлениями, возможность пригласить друзей, пообщаться, заодно посмотрев кино. Это легкий, летний городской эксперимент.

Комментарий

Константин Скотников, художник:

- По разным причинам искусство уже давно и повсеместно выходит на улицу. В Новосибирске это наблюдается реже, но даже здесь это есть. Видимо, само явление связано с потребностью приближения искусства к зрителю. Уличное искусство - демократическое и демократичное, отсюда и плюсы его, и минусы. Да, оно может быстрее дойти до зрителя, но насколько такие произведения будут для аудитории важными, проникновенными и глубокими остается на усмотрение таланта автора. Хорошим будет качественное, остроумное и человечное искусство, а омраченное, депрессивное и инспирированное криминалом вряд ли даст хорошие образцы, но и здесь все весьма ситуативно и, опять же, зависит от создателя. Открытым остается и вопрос о том, возможно ли "серьезное" искусство на улице: наверняка есть авторы, способные создавать "серьезные" произведения. В искусстве ведь всегда так - кто сможет, тот и сделает.