Самым часто встречающимся видом уличного искусства можно по праву назвать изображения на стенах. Разумеется, речь идет не о пресловутых надписях на заборах. Такие изображения люди называют граффити, но это не совсем верно, потому что граффити - нелегальное написание имени или названия команды, отголосок культуры хип-хоп. Современные же уличные художники стремятся улучшить серую среду города: вы наверняка и сами замечали изображения удивительных животных, пейзажи, а может, и просто нечто абстрактное, но приятное взгляду. Это называется "паблик-арт": городские изображения, призванные украсить будни.
Уличный художник Алексей Асеев, выступающий под псевдонимом А13, украшает стены вот уже восемнадцать лет. Такое искусство он считает более свободным.
- Тебе не нужна галерея, ведь ты можешь выставить работы на улице. Единственное, никто не отвечает за их сохранность. Ты должен быть готов к тому, что картины могут испортить или украсть, - отмечает Алексей.
Иногда беда приходит откуда, не ждали: графические произведения закрашивают не местные вандалы, а коммунальные службы.
- Коммунальщики пока не разбираются в этом вопросе, - сетует Алексей Асеев.
Это неудивительно, ведь интерес к паблик-арту появился только в последние годы, но зато какой: кроме частных заказов на украшение, например, какого-либо заведения, есть и государственные - исходящие от властей города. В Новосибирске за этот год по заказу мэрии уличные художники разрисовали два трамвая, остановку "Оперный театр", украсили пространство около кинотеатра им. Маяковского. Кроме того, в городе прошел фестиваль "OKRASHENO". Однако география талантливых мастеров не ограничивается одним городом: они путешествуют от Красноярска до Екатеринбурга, от Томска до Берлина и для участия на фестивалях, и для выполнения заказов по росписи стен.
Современные уличные художники создают порой настолько качественные работы, что их можно выставлять в музеях. И, может, однажды такое случится.
Первая ассоциация, невольно возникающая после этого словосочетания: человек с не всегда сильным и не слишком поставленным голосом, в руках - старая гитара, под ногами - шляпа с несколькими монетками на дне. Часто цель их выступлений прозаична - попытка заработать себе на хлеб.
Но есть и те, кто стремится зарядить энергией своего творчества окружающих. Так, в Первомайском сквере Новосибирска регулярно выступает нетипичный для улицы коллектив: группа музыкантов с разными инструментами, великолепное исполнение. Вокруг всегда толпа прохожих, которые либо пританцовывают, либо неустанно снимают видео на телефоны. Равнодушных нет.
Эти ребята - группа "CoverBrass". Десять человек и десять инструментов - флейта, валторна, труба, туба, саксофоны, тромбоны и барабаны. Почти настоящий духовой оркестр. Как и представители паблик-арта, музыканты называют улицу самой доступной площадкой для демонстрации творческих способностей. Но скидок на это не делают.
- Улица - та же сцена, - утверждает Илья Миллер, создатель и руководитель коллектива, - нужно отыгрывать столь же качественно, полностью отдаваться музыке, погружаться в атмосферу.
Возможно, этой самой отдачей "CoverBrass" на каждом выступление и цепляют публику, а может, дело в том, что это единственный уличный коллектив подобного рода в Новосибирске. Кстати, именно последний фактор стал толчком к созданию музыкальной команды, а от идеи до формирования прошел ровно один день.
- Я считаю, что мы дали новое дыхание уличной музыке, - говорит Илья Миллер, - мы познакомили публику с таким видом творчества, с которым им еще не приходилось сталкиваться.
Хотя "CoverBrass" и не планируют покидать уличное пространство, все же на интернет-странице коллектива есть контакты для согласования выступлений на мероприятиях. Однако предложений пока немного: коллектив признается, что они слишком громкие, поэтому играть фоном у них не выходит, требуется полное погружение слушателей.
На вопрос о перспективах уличной музыки Илья Миллер отвечает так: "На улицу выходят в основном те, кто хочет легких денег, при этом почти ничего не умея. Таких "гитаристов" много, поэтому уличная музыка будет всегда".
В последнее время набирает популярность и формат уличного кино. Часто это просторный уютный дворик с большим экраном и нестандартные сидячие места - кресла-груши, поляна с искусственной травой. Приятный способ провести вечер в городе.
В Новосибирске такие показы регулярно проводятся в Нарымском сквере и иногда во дворе кинозала "Синема". Оксана Берилло, куратор показов последнего, говорит о том, что кино под открытым небом - всегда народное. У организаторов показов есть понятная цель - собрать у экрана как можно больше людей. Уютная атмосфера, свободный вход и показ кино легких жанров, например, комедий, решают этот вопрос.
Уличное кино - это еще одна возможность удивить, расшевелить городскую аудиторию, которая ко всему привыкла, от всего устала. Это входит в русло культуры и искусства, плюс такие показы - отличная площадка для знакомства и общения.
Оксана Берилло, куратор уличного проекта кинозала "Синема":
- Безусловно, кинотеатр - это храм для кино. Я думаю, что серьезное кино лучше смотреть на большом экране в темном зале, когда ничего не отвлекает. Может, я немного консервативно к этому отношусь, но атмосфера кинозала неповторима. Зато как городская событийность формат уличных просмотров очень жизнеспособен. Это еще и площадка для обмена мнениями, идеями, впечатлениями, возможность пригласить друзей, пообщаться, заодно посмотрев кино. Это легкий, летний городской эксперимент.
Константин Скотников, художник:
- По разным причинам искусство уже давно и повсеместно выходит на улицу. В Новосибирске это наблюдается реже, но даже здесь это есть. Видимо, само явление связано с потребностью приближения искусства к зрителю. Уличное искусство - демократическое и демократичное, отсюда и плюсы его, и минусы. Да, оно может быстрее дойти до зрителя, но насколько такие произведения будут для аудитории важными, проникновенными и глубокими остается на усмотрение таланта автора. Хорошим будет качественное, остроумное и человечное искусство, а омраченное, депрессивное и инспирированное криминалом вряд ли даст хорошие образцы, но и здесь все весьма ситуативно и, опять же, зависит от создателя. Открытым остается и вопрос о том, возможно ли "серьезное" искусство на улице: наверняка есть авторы, способные создавать "серьезные" произведения. В искусстве ведь всегда так - кто сможет, тот и сделает.