Схемы размещения отходов в Сибири признали неправильными

- От обострившейся проблемы утилизации промышленных и бытовых отходов никуда не уйти: ее надо решать последовательно, комплексно, не откладывая на лучшие времена. Ни один регион не застрахован от ЧС, которые возникают из-за критических концентраций необезвреженных химически опасных веществ. Свежей иллюстрацией могут служить последствия сбросов сточных вод вблизи Ишима двумя крупными предприятиями, "передовиками регионального агропрома", а также заводом по переработке биологических отходов. В жаркие июльские дни смрадные испарения от загрязненных водоемов накрывают город. После совместной инспекции сотрудников тюменской прокуратуры и Росприроднадзора выяснилось: предельно допустимые концентрации (ПДК) отдельных веществ на безымянном озере превышены в сотни раз.

Заявлено, что власти сделают все от них зависящее для того, чтобы в Ишиме собственники бизнеса в темпе модернизировали изношенные очистные сооружения и эксплуатировали их в оптимальном технологическом режиме. Увы, подобного рода эксцессов случается в стране немало. Это старый сибирский город у всех на виду, а в огромных по площади таежных районах Крайнего Севера разливы нефти обнаруживают подчас только после целенаправленного обследования местности. Накопленное загрязнение почв, водоносных участков нефтепродуктами, нефтешламами, исходя из сведений надзорных органов и экологов, настолько велико, что впору говорить о катастрофической ситуации. Ну и притчей во языцех стали "монбланы" полигонов твердых бытовых отходов (ТБО). Зловония и чад от гниения, возгорания мусора представляют реальную угрозу здоровью миллионов россиян.

Продолжается дискуссия - гласная и в кулуарах - о путях решения проблемы, о возможности быстрых и "спасительных" радикальных подходов. Перефразирую слова Фамусова из комедии Грибоедова: уж коли зло пресечь, забрать весь мусор бы да сжечь. С такими призывами выступают сторонники повсеместного строительства заводов по термическому разложению отходов. Предлагают направлять в топку все сразу, без разбора. Их не очень-то волнует экономическая целесообразность процесса, они далеко не всегда готовы гарантировать его экологическую безопасность.

На мой взгляд, оптимальна разработанная Минпромторгом РФ на период до 2030 года стратегия развития промышленности по утилизации и обезвреживанию отходов. Она нацеливает на их глубокую переработку, выпуск продукции из вторичного сырья, следовательно, на рост числа рабочих мест и налоговых сборов, загрузку машиностроительных предприятий. Расчеты показывают высокую финансовую устойчивость создаваемой системы. Ее несомненное достоинство в том, что она направлена на кратное снижение объемов захоронения индустриальных и бытовых отходов при максимальном использовании истощающихся сырьевых ресурсов. Это соответствует лучшим мировым практикам и задачам, поставленным в новых "майских" указах главы государства: сформировать комплексную систему обращения с ТКО, включающую ликвидацию свалок и рекультивацию земель под ними, создание условий для вторичной переработки запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.

Эксперты ОНФ проанализировали территориальные схемы размещения отходов в субъектах тюменской "матрешки" и пришли к выводу, что ни одна не соответствует требованиям законодательства

В субъектах РФ заключаются соответствующие концессионные соглашения. Естественный ход событий, только вот что настораживает: нередко регионам навязываются заведомо экономически слабые, если не провальные, модели, предусматривающие лишь многократное увеличение тарифа для населения. Бизнес, как выясняется, хочет инвестировать не в сортировку и переработку ТБО, а в строительство новых мощных полигонов. При этом на бюджеты возлагается обязанность в отдельных случаях компенсировать выпадающие доходы концессионера. Неприемлемые условия, они навевают подозрения на коррупционную составляющую. Эксперты ОНФ проанализировали территориальные схемы размещения отходов в субъектах тюменской "матрешки" и пришли к выводу, что ни одна из них не соответствует требованиям действующего законодательства. Решено совместными усилиями до конца следующего года довести схемы, концессионные соглашения и профильные программы до требуемых параметров.

Существуют пробелы и на федеральном уровне. Десять лет назад из сферы регулирования ФЗ "Об отходах производства и потребления" исключили обращение с медицинскими отходами. Предполагалось, что правила для них пропишут в отдельном акте, но он так и не появился. В итоге опасные эпидемиологически и токсикологически материалы попадают в руки лиц, чья профессиональная компетенция под вопросом. Об этом свидетельствует арбитражная практика. И лицензия тут не требуется, и нет регламентов по нормативам образования, лимитам на размещение. Оказавшись в правовой тени, сотни тысяч тонн медицинских отходов исчезают в неизвестном направлении.

Отдельного решения требуют шламы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, главным образом углеводородов. Объемы их потрясают: так, в Югре, согласно официальным данным, в 2015 году лишь на долю твердых фракций пришлось около шести миллионов тонн. На территории ХМАО, ЯНАО, на юге Тюменской области необходимо создавать сеть современных предприятий с высокотехнологичными установками по обезвреживанию и утилизации отходов нефтепромыслов.