Актер Артем Ткаченко исполнил эту роль. Все трюки в фильме он выполнял сам и даже научился играть на скрипке. До "Алхимика" зрители могли наблюдать игру Артема Ткаченко в сериале "Sпарта" (также - на Первом канале). В этом фильме, переговоры о покупке которого ведутся с ресурсом Netflix, Ткаченко также сыграл одну из главных ролей - капитана Игоря Крюкова, чья жизнь роковым образом меняется под влиянием расследования загадочного убийства старшеклассницы. Обозреватель "РГ" расспросила Артема Ткаченко об этих и других ролях.
Артем, рассказывая о своей роли в "Алхимике" в новостном сюжете, вы подняли вопрос о том, что качество жизни важнее, чем ее количество.
Артем Ткаченко: Моему герою Марку Терентьеву эликсир бессмертия когда-то спас жизнь. Но я хотел сказать о том, что жить нужно сегодняшним днем, а не глядя в далекое будущее и представляя: "Ой, а как я буду жить через двадцать или тридцать лет?" Нет, надо жить здесь и сейчас, получать от этого удовольствие.
Марк Терентьев долгожитель, выглядит он гораздо моложе своих лет, и жизнь его чему-то научила...
Артем Ткаченко: Жил он во времена Великой Отечественной войны. Если бы не эликсир, он бы погиб. Неизвестно, стал ли мой герой продлевать себе жизнь осознанно, просто ради того, чтобы продолжать жить. Но в контексте нашей картины он это делает, потому что у него есть некое высшее предназначение - он хранит тайну эликсира Невельских. Он охраняет эту семью от темных сил, потому что представляет собой силы добра. Но за эликсир борются также и силы зла, которые ставят перед собой странные цели. Фильм начинается с убийства Распутина, которого пытаются застрелить один, второй, третий раз, и никак у них это не выходит. А потом, когда действие переходит ближе к нашим дням, эликсир ищут для того, чтобы спасти больного Андропова. Интересная штука заключается в том, что это - именно тот эликсир, который искали и древние греки, и китайские императоры. Простой люд как бы не интересовался вечной жизнью.
А почему так? Почему простым людям это неинтересно, а вот власть имущим - очень.
Артем Ткаченко: Потому что настоящая большая власть, желание обладать, растет в геометрической прогрессии. А властвовать на исходе своих дней невозможно - для этого, как минимум, нужны физические силы. Поэтому очень простая параллель - личная жизнь, вечная власть.
Вы сами верите в мистику, эзотерику, в эликсиры бессмертия?
Артем Ткаченко: В мистику и эзотерику верю с осторожностью и большим любопытством. В эликсир верится с большой натяжкой, мягко говоря, судя по тому, что его так давно ищут, на протяжении тысячелетий. А наши правители как уходили, так и уходят - наверное, все-таки не там ищут его, не в тех местах. Вот Пушкин нашел эликсир бессмертия, Маяковский нашел, Лермонтов, Ломоносов - тоже.
Слышала о том, что вы так хотели такую роль, как капитан Крюков в сериале "Sпарта", что даже боролись за нее. Это правда?
Артем Ткаченко: То, что я хотел сыграть эту роль, - правда. Играть людей неполноценных, с какими-то особенностями, психически неуравновешенных актеры любят, потому что они - заложники игры. А по поводу того: боролся я за нее или нет - не знаю, сколько человек пробовали до меня и пробовали ли вообще кого-то. Знаю, что многих и что фильм должен был снимать совсем другой режиссер. Дабы никого не компрометировать - не буду называть фамилию. Я ходил к нему на пробы. А потом меня пригласили на повторные - уже с Александром Петровым. Я пришел и был сильно удивлен, потому что на этот момент проект как режиссер-постановщик вел Егор Баранов.
Правда, что вы настолько вошли в роль Крюкова, что вам действительно становилось плохо на площадке, когда плохо было ему?
Артем Ткаченко: Не сказал бы, что, "когда плохо было ему". Но в целом есть доля правды в этом. Потому что как-то недели через три-четыре, когда я уже играл эту роль, в целом мое физическое состояние как-то ухудшилось. У меня начались какие-то головокружения, начали болеть суставы. И в целом я почувствовал себя лет на двадцать старше.
Как вы потом вышли из этого состояния?
Артем Ткаченко: Ну, как. Подружился с собой и сказал самому себе: "Дружище, подожди, подожди, давай не будем заигрываться основательно". Потому что это да - это работа, но при этом всего лишь игра.
Как вам удалось сделать Крюкова так, что он везде и свой, и чужой: в школе, на улице, в кафешках?
Артем Ткаченко: Возможно, это связано с профессиональной деятельностью конкретно этого персонажа. Он все-таки изображает из себя следователя, а такие люди должны как-то уметь втираться в доверие и, собственно, быть везде своими. И потом, мне кажется, герой этот - достаточно искренний, и как-то он проживает вот эти все нелегкие моменты со школьниками, все пропускает через себя. И может быть, поэтому отчасти они - те, кто, по крайней мере, его принял. Потому что почувствовали, что этот человек - не просто ищейка, которая работает на результат.
Когда смотрю сериал "Гоголь", я уверена, что ваш герой Алексей Данишевский убийца и есть. Вы специально его так играете?
Артем Ткаченко: Я играю его в соответствии с задачами, которые передо мной ставил режиссер. Я ведомый в этом смысле. У меня есть режиссер, сценарист, оператор. И я выполняю их задания. Как на заводе все, как на заводе.
Помните роль, с которой в вашем творчестве вдруг все ускорилось-убыстрилось, и вы почувствовали, что перешли в другое качество, поднялись на ступеньку выше?
Артем Ткаченко: Не знаю, когда я стал звездой, но помню, что у меня были две роли, когда я почувствовал, что в профессиональном смысле подрос. Это была роль в фильме "Индиго" Романа Прыгунова, которую я очень люблю, и работа у Сергея Гинзбурга в фильме "Жизнь и приключения Мишки Япончика".
Прочитала, что вы снимаетесь в сериале "Бендер". Это не про Остапа Бендера случайно?
Артем Ткаченко: Не уверен, можно ли мне выдавать такие подробности, потому что сейчас с этим должно быть все секретно. Но Остапом Бендером я не буду. У меня там сравнительно небольшая роль - играю офицера.
А на какие из ваших новых работ секретность не распространяется?
Артем Ткаченко: В сентябре состоится премьера картины Тиграна Кеосаяна "Мост". Это приключенческая история, без политической подоплеки. Про тот самый Крымский мост, о котором сейчас все безудержно говорят.
Только мост поставили, вы уже фильм сделали, ну и скорость! Кого вы там играете?
Артем Ткаченко: Московского пиар-менеджера, который снимает рекламу этого моста и влипает в одну интересную заварушку.