Первая выставка, "Ожившая пьеса императрицы", стартовала в ноябре 2016 и была посвящена эпохе Просвещения и литературным вкусам (и опытам!) Екатерины Второй. Вторая - "Призрак-рыцарь" (2017) - рифмовала мир готического романа ("Замок Отранто" (1764) Горация Уолпола - среди основоположников жанра) и мир "русского Гамлета" Павла I - аккурат в пространстве Малого дворца, построенного Баженовым для его матери. А третья часть, занявшая анфиладу залов Большого дворца, перебрасывает мостик от сложносочиненных архитектурных фантазий Пиранези к виртуальному пространству киберигр, от сценических декораций оперы-серия XVIII века к тщательно выстроенному фэнтазийному миру замка Хогвартс, от старинных гравюр - к современному театру. Этот прыжок - через пару веков - из XXI века в XVIII и обратно - возможен в романе и … театре. "Гипноз пространства" выстроен по законам спектакля. Не случайно архитектором проекта стал Степан Лукьянов, ведущий художник "Электротеатра Станиславский".
Но дело не просто в музейном аттракционе. Театральное действо оказалось общим знаменателем для искусства XVIII века и мира киберпанковских фантазий XXI столетия. И это очень смелое и свежее сближение. Дело в том, что мир рисунков и гравюр Пиранези, в которых пространство определяют античные развалины и мрачные темницы, как правило, сближают с утопическими архитектурными проектами искусства ХХ века. На масштабной выставке Пиранези в ГМИИ им. А.С.Пушкина проектам архитекторам русского авангарда отводился отдельный зал. Там стержнем был архитектурный проект, в котором полет фантазии всегда подразумевал в перспективе жесткую форму чертежа. Сергей Хачатуров, к слову, блестящий знаток истории архитектуры, сделал шаг в "параллельное" искусство - театр. И если вспомнить увлекательнейшую книгу Анны Корндорф "Дворцы Химеры. Иллюзорная архитектура и политические аллюзии придворной сцены", то очевидно, что этот шаг куратора "на сцену" подкреплен основательными штудиями и знанием предмета. Показательно, что в выставке-спектакле в "Царицыно" задействованы "действующие лица" из собраний таких музеев, как ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Музей Большого театра и музей-усадьба "Останкино", а также частных коллекций.
Вместо пролога выставки - гигантская гравюра "Ихнография, или План Марсова поля в античные времена" (1757), шедевр Джованни Баттисты Пиранези. Вопреки названию, это отнюдь не историческая реконструкция части Древнего Рима, а скрупулезно вычерченная схема фантастического пространства. Ее детали стали основой оформления выставки. Иначе говоря, пространство пиранезиевского "Марсова поля" распахивается, приглашая в путешествие.
Первым его эпизодом становятся театр Пьетро ди Готтардо Гонзаги. Этот легендарный итальянец, идеолог "театра архитектуры", работал для князя Николая Юсупова. Гонзага считал театр воображаемой архитектуры интереснее обычного представления с сюжетом, актерами и музыкой. На выставке можно увидеть графические листы для декораций представления 1818 года в имении Юсупова в Архангельском. Представление состояло из двенадцати смен декораций, но из них сохранились четыре - "Римский Храм", "Таверна", "Тюрьма", "Малахитовый зал".
Затем в трех зала идет Opera Seria. "Серьезная опера" XVII - XVIII веков подразумевала исторический или мифологический сюжет, речитативы, виртуозные арии и действия в роскошных декорациях. Кроме подлинных эскизов XVIII века, в одном из залов огромный экран-ниша "впускает" в себя зрителей, чтобы они смогли почувствовать себя в пространстве волшебных сказок старинного театра. Раздел "Волшебный фонарь" посвящен режиссеру Андрею Хржановскому и неожиданной роли сценической архитектуры в устройстве его мультипликационных новелл. А рядом - еще один сюрприз: записанная на видео мини-опера про архитектуру в исполнении артистов театра "ИюльАнсамбль" (композитор Ираида Юсупова, режиссер - Андрей Сильвестров).
В зале "Кибербарокко" посетители становятся участниками постинтернетовской игры, попадая в придуманный молодым художником Владимиром Карташовым лабиринт из фигур-обманок. Лабиринт вдохновлен образами компьютерных игр. А они в свою очередь - парафраз темы старинных сценических иллюзий с пещерами, замками, тайниками и сокровищницами.
Но, конечно, в путешествие по барочному лабиринту, ведущему из XVIII века в XXI, интереснее всего в сопровождении проводника. 29 июля в 15.00 куратор Сергей Хачатуров ждет в Большом дворце любопытных и отважных.
К выставке подготовлена многообещающая образовательная программа.