26.07.2018 12:52
    Поделиться

    В Царицыно объединят искусство XVIII столетия с киберпанком XXI века

    Только что открывшаяся в Большом дворце в "Царицыно" выставка "Гипноз пространства. Воображаемая архитектура" - фактически третья часть "Романа готического вкуса", сцены которого оживают в проектах, куратором которых стал Сергей Хачатуров.

    Первая выставка, "Ожившая пьеса императрицы", стартовала в ноябре 2016 и была посвящена эпохе Просвещения и литературным вкусам (и опытам!) Екатерины Второй. Вторая - "Призрак-рыцарь" (2017) - рифмовала мир готического романа ("Замок Отранто" (1764) Горация Уолпола - среди основоположников жанра) и мир "русского Гамлета" Павла I - аккурат в пространстве Малого дворца, построенного Баженовым для его матери. А третья часть, занявшая анфиладу залов Большого дворца, перебрасывает мостик от сложносочиненных архитектурных фантазий Пиранези к виртуальному пространству киберигр, от сценических декораций оперы-серия XVIII века к тщательно выстроенному фэнтазийному миру замка Хогвартс, от старинных гравюр - к современному театру. Этот прыжок - через пару веков - из XXI века в XVIII и обратно - возможен в романе и … театре. "Гипноз пространства" выстроен по законам спектакля. Не случайно архитектором проекта стал Степан Лукьянов, ведущий художник "Электротеатра Станиславский".

    Но дело не просто в музейном аттракционе. Театральное действо оказалось общим знаменателем для искусства XVIII века и мира киберпанковских фантазий XXI столетия. И это очень смелое и свежее сближение. Дело в том, что мир рисунков и гравюр Пиранези, в которых пространство определяют античные развалины и мрачные темницы, как правило, сближают с утопическими архитектурными проектами искусства ХХ века. На масштабной выставке Пиранези в ГМИИ им. А.С.Пушкина проектам архитекторам русского авангарда отводился отдельный зал. Там стержнем был архитектурный проект, в котором полет фантазии всегда подразумевал в перспективе жесткую форму чертежа. Сергей Хачатуров, к слову, блестящий знаток истории архитектуры, сделал шаг в "параллельное" искусство - театр. И если вспомнить увлекательнейшую книгу Анны Корндорф "Дворцы Химеры. Иллюзорная архитектура и политические аллюзии придворной сцены", то очевидно, что этот шаг куратора "на сцену" подкреплен основательными штудиями и знанием предмета. Показательно, что в выставке-спектакле в "Царицыно" задействованы "действующие лица" из собраний таких музеев, как ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Музей Большого театра и музей-усадьба "Останкино", а также частных коллекций.

    Вместо пролога выставки - гигантская гравюра "Ихнография, или План Марсова поля в античные времена" (1757), шедевр Джованни Баттисты Пиранези. Вопреки названию, это отнюдь не историческая реконструкция части Древнего Рима, а скрупулезно вычерченная схема фантастического пространства. Ее детали стали основой оформления выставки. Иначе говоря, пространство пиранезиевского "Марсова поля" распахивается, приглашая в путешествие.

    Театральное действо стало общим знаменателем для искусства XVIII века и киберпанковских фантазий XXI столетия

    Первым его эпизодом становятся театр Пьетро ди Готтардо Гонзаги. Этот легендарный итальянец, идеолог "театра архитектуры", работал для князя Николая Юсупова. Гонзага считал театр воображаемой архитектуры интереснее обычного представления с сюжетом, актерами и музыкой. На выставке можно увидеть графические листы для декораций представления 1818 года в имении Юсупова в Архангельском. Представление состояло из двенадцати смен декораций, но из них сохранились четыре - "Римский Храм", "Таверна", "Тюрьма", "Малахитовый зал".

    Затем в трех зала идет Opera Seria. "Серьезная опера" XVII - XVIII веков подразумевала исторический или мифологический сюжет, речитативы, виртуозные арии и действия в роскошных декорациях. Кроме подлинных эскизов XVIII века, в одном из залов огромный экран-ниша "впускает" в себя зрителей, чтобы они смогли почувствовать себя в пространстве волшебных сказок старинного театра. Раздел "Волшебный фонарь" посвящен режиссеру Андрею Хржановскому и неожиданной роли сценической архитектуры в устройстве его мультипликационных новелл. А рядом - еще один сюрприз: записанная на видео мини-опера про архитектуру в исполнении артистов театра "ИюльАнсамбль" (композитор Ираида Юсупова, режиссер - Андрей Сильвестров).

    В зале "Кибербарокко" посетители становятся участниками постинтернетовской игры, попадая в придуманный молодым художником Владимиром Карташовым лабиринт из фигур-обманок. Лабиринт вдохновлен образами компьютерных игр. А они в свою очередь - парафраз темы старинных сценических иллюзий с пещерами, замками, тайниками и сокровищницами.

    Но, конечно, в путешествие по барочному лабиринту, ведущему из XVIII века в XXI, интереснее всего в сопровождении проводника. 29 июля в 15.00 куратор Сергей Хачатуров ждет в Большом дворце любопытных и отважных.

    К выставке подготовлена многообещающая образовательная программа.

    Поделиться