Первой неожиданностью стало то, что мне предложили оформить полис сразу после техосмотра автомобиля. Консультант, пощелкав компьютерной мышкой, назвала стоимость страховки с учетом скидки за многолетнюю безаварийную езду и добавила:
- Мы работаем только с крупными страховыми компаниями, чьи представительства находятся во Владивостоке. И не волнуйтесь: максимум через три дня полис будет у вас. Наши услуги стоят две тысячи рублей.
"Платить деньги сверху? Ждать несколько суток?", - задумалась я и отказалась.
Мой ответ девушку не разочаровал. Более того, она посмотрела на меня с жалостью и предприняла еще одну попытку.
- Подумайте, - сказала она, проникновенно глядя мне в глаза, - чтобы заказать электронную страховку, нужно хорошо печатать. Очень. Любая ошибка приведет к отказу в оформлении.
"Знала бы ты, сколько мне приходится печатать…", - мысленно ответила я и торжествующе улыбнулась.
…До конца рабочего дня страховой компании, куда я приехала, оставалось минут 30. Дама в холле, чья задача, как мне помнилось, состояла в том, чтобы ориентировать клиентов, на мой вопрос об ОСАГО хмыкнула:
- Вы что, в каком-то другом государстве жили? Год как вручную полисы не оформляют. Исключительно виртуально. Зайдите на сайт, введите все данные, получите полис по электронной почте, распечатайте, - закончила она инструктаж, сунув мне в руку бумажку с электронным адресом.
Я пожала плечами, мимоходом удивившись, как пропустила такое важное событие в жизни автомобилистов страны, и как замечательно, что новые технологии облегчают жизнь, и славно, что родное государство этим озаботилось. Устроившись в кресле, достала смартфон. На нем я тоже умею хорошо печатать. По крайней мере, так на тот момент казалось.
- Не получится с телефона, попробуйте дома с компьютера. А еще лучше, придите завтра в обед вон в тот кабинет, дайте девчонкам 500 рублей, и они все быстро сделают. У них это получается. Наверное, система знакома с их компьютерами, - прошептал сидевший рядом мужчина.
В прекрасный редкий июньский владивостокский вечер, когда нет тумана и самое время провожать закат на берегу, вдыхая легкий морской бриз, я сидела за компьютером и боролась со злокозненной системой.
Я старалась очень хорошо печатать. Как никогда раньше. Но на сайте одной страховой, о которой я была исключительно положительного мнения, вообще невозможно было выбрать 2000 год изготовления машины (да, она "старушка", но ведь это не запрещено законом!). Сайт другой компании оповещал о неправильно заполненных полях, а после исправления ошибки всплывали в других местах. Сайт третьей после внесения данных сообщал, что сейчас не может выполнить заявку и перенаправлял на портал Российского союза автостраховщиков. Тот в свою очередь либо присылал письма о непройденных проверках, либо предлагал замещающего страховщика - каждый раз одного и того же с ближайшим офисом в Хабаровске, до которого 750 километров.
Спать я легла в час ночи. Во сне читала сказку про белого бычка.
Утром позвонила в одну федеральную страховую компанию. Там мне предложили написать заявление и подождать месяц, пока они подготовят страховой полис. Почему еще год назад это удавалось делать за 20 минут, любезная девушка ответить затруднилась:
- Я работаю здесь всего три месяца, - посетовала она.
Помочь вызвался 18-летний сын, который вырос за клавиатурой и печатает не просто очень хорошо, а отлично. Через три часа он стучал кулаком по столу.
Друзья в "Фейсбуке" советовали разное. Во-первых, помучиться еще денек, ибо так настроена система - только на третьи сутки она признает тебя за своего и, наконец, пропустит. Во-вторых, брать, что дают, то есть отправляться в страховую за 750 километров. В-третьих, соглашаться на дополнительные страховые услуги (но мне их никто не предлагал). В-четвертых, накатать жалобу в контролирующий орган (жалею, что не сделала). В-пятых, поехать в место скопления страховых агентов и производителей липовых техосмотров - на Луговую или 3-ю Рабочую улицу и, заплатив посредникам, получить документ.
Покупать поддельный полис не хотелось. Ждать месяц - тоже. И когда знакомый предложил своего страхового агента, я согласилась. Тот обещал сделать быстро, но с условием - застраховать гражданскую ответственность владельца недвижимости перед соседями.
- Машина старая. Страховщики не хотят иметь с такими дело, поэтому предлагают допуслуги, - объяснили мне.
Это вылилось в тысячу рублей. Плюс еще тысяча - за его работу.
К обеду следующего дня я держала в руках новый полис ОСАГО. После короткого разговора со страховым агентом и многостраничной переписки в соцсетях со знакомыми и незнакомыми людьми, столкнувшимися с похожими проблемами, возникло несколько закономерных вопросов. Зачем было внедрять эту систему, если она не отработана? Зачем ставить людей в такие условия? Или это кому-то выгодно?
Справедливости ради отмечу, что со мной связывались и те, кому удалось сделать или продлить страховку буквально за пять минут. Значит, так бывает! Но почему не у всех?
Мониторинг доступности ОСАГО, проведенный приморским отделением ОНФ, выявил ряд проблем. Как рассказал эксперт регионального штаба Кирилл Тихонов, были случаи, когда в офисах страховых компаний автовладельцам отказывали в быстром оформлении полиса и искусственно затягивали сроки выдачи документа до месяца, ссылаясь на отсутствие бланков, проблемы с работой компьютерной системы учета страховок. А в качестве "фактора ускорения" предлагали дополнительные услуги по страхованию имущества или здоровья.
В то же время посредники торгуют страховыми полисами из автомобилей на крупных транспортных развязках Владивостока. Услуга занимает несколько минут и стоит 1500-3000 рублей.
- Серьезные проблемы возникают при попытке оформить ОСАГО онлайн. Ссылки на то, что система зависает после ввода части данных автовладельца, часто используют менеджеры в страховых компаниях. Некоторые фирмы отказывают в оформлении страховок на автотранспорт старше десяти лет, что для Приморья, где 90 процентов автопарка составляют подержанные японские и корейские автомобили, является большой проблемой. В целом ситуация неблагополучная. Если такие факты мы выявили в краевом центре, то что говорить об отдаленных территориях! Там зачастую нет филиалов страховых компаний, а через интернет люди оформить услугу не могут. Нужно усилить контроль над страховщиками, - уверен Кирилл Тихонов.