26.07.2018 09:13
    Опыт
    Поделиться

    Экономия горючего в "Транснефть - Урал" дала синергетический эффект

    Внедрение системы ГЛОНАСС в автомобильном парке АО "Транснефть - Урал" позволило сэкономить тонны горючего
    Каждый день из гаражей и со стоянок АО "Транснефть - Урал" выезжают сотни машин - легковушки и микроавтобусы, тяжелые грузовики, тягачи, спецавтомобили… Везут людей и грузы, причем везут далеко и много - ведь предприятие обслуживает 8800 километров нефте- и продуктопроводов, и проходят они, в основном, по местам, далеким от автодорог. Плановые ремонтные работы на трубопроводах, выезды на учения, монтаж оборудования на трассе и регулярная проверка его работы, как и множество других задач, невозможно решить без машин и специальной техники.

    Неудивительно, что общий пробег автотранспорта предприятия за год приближается к пятидесяти миллионам километров. Как тут не задуматься об экономии горючего и оптимизации пробега?
    Началась эта работа на предприятии уже несколько лет назад с внедрения мониторинга на основе системы спутникового слежения ГЛОНАСС. Кстати, "Транснефть" одной из первых крупных российских компаний взялась за эту работу. Цели сформулировали четко: повысить безопасность на дороге, контролировать режим труда и отдыха водителей, рационально использовать топливо, оптимизировать маршруты движения транспорта, обеспечить целевое использование дорожно-строительной техники. При этом сама работа по снижению расхода горючего стала составной частью масштабной программы энергосбережения: в АО "Транснефть - Урал" планомерно снижает расход электрической и тепловой энергии, котельно-печного и моторного топлива.

    За два года практически весь автотранспорт предприятия был подключен к системе ГЛОНАСС, а вся новая техника поступает уже с предустановленным оборудованием. На сегодняшний день в АО "Транснефть - Урал" системой ГЛОНАСС оснащено 1370 автомобилей и единиц спецтехники.

    - Теперь мы в любой момент времени знаем, где находится тот или иной автомобиль, видим маршрут, которым он движется, можем узнать, соблюдает ли водитель скоростной режим, и конечно, каков расход топлива, - говорит Ильхам Яляев, начальник транспортного отдела АО "Транснефть - Урал". - При необходимости связываемся с водителем, чтобы помочь ему избежать ошибок. А специальная информационная подсистема позволяет контролировать стиль вождения и сигнализирует о происшествиях.

    Все поставленные при внедрении ГЛОНАСС задачи были решены. Ярче всего об этом свидетельствует, пожалуй, именно снижение расхода топлива - за 3 года сэкономлено 177 тонн горючего.
    Впрочем, самим фактом оснащения техники системой ГЛОНАСС сегодня, конечно, никого не удивишь - такие модули стоят даже во многих личных авто. Однако если рядовой водитель на этом и останавливается, то для предприятия внедрение спутникового мониторинга стало лишь первым этапом огромной работы. В акционерном обществе внедрена специальная информационная система, которая позволяет анализировать данные спутникового мониторинга и взаимодействовать с сервисными службами: результатом этого стало оперативное устранение неисправностей и минимизация простоев техники. Более 500 единиц автотранспорта предприятия оснащено тахографами, которые дополнительно регистрируют скорость движения и пробег, фиксируют периоды труда и отдыха водителя. Спецтехника - бульдозеры, экскаваторы, трубоукладчики - оборудована видеорегистраторами, которые фиксируют все происходящее вокруг при проведении земляных работ.

    В АО "Транснефть - Урал" системой ГЛОНАСС оснащено 1370 автомобилей и единиц спецтехники

    Экономить горючее помогает и своевременное обновление автопарка. Например, в 2017 году общество закупило около 150 автомобилей (в основном, грузовых) - с более высокими техническими характеристиками в целом и с более экономичными двигателями в частности. Современная техника означает снижение расхода топлива и уменьшение выбросов в атмосферу, а также более комфортные условия для работы водителей. Разработана и программа по переводу автотранспорта на альтернативные виды топлива - уже закуплено пять автомобилей, работающих на сжиженном природном газе. Он и дешевле, и безопаснее для окружающей среды, чем традиционные бензин и дизельное топливо.

    - Получается, начав с экономии топлива, мы одновременно смогли решить еще несколько важных задач. Например, снижение расхода горючего означает уменьшение выбросов в атмосферу. Что же касается условий труда, то мы сумели заметно снизить нагрузку на водителей, - отмечает Ильхам Яляев. - У нас на предприятии фактически создана система контроля, при которой у водителя просто нет возможности совершить ошибку. Меняется сама культура пользования транспортом - например, при посадке в автомобиль обязательно должен пристегнуться ремнем безопасности не только водитель, но и каждый пассажир. Конечно, на расходе топлива это не скажется никак. Но поможет сберечь то, что гораздо дороже - жизнь.

    Снижение расхода горючего - задача важная, как и все другие задачи в области энергосбережения. Однако в фокусе любой по-настоящему важной инициативы стоят все-таки не деньги или ресурсы, а человек. И пример "Транснефть - Урал" - хорошее тому подтверждение.

    Значит, направление выбрано верное. И движение по данному пути продолжается.

    Кстати

    2018 год в АО "Транснефть - Урал", как и во всей системе "Транснефть", объявлен Годом энергосбережения. Предприятие снижает потребление всех видов энергоресурсов: электричества и тепловой энергии, котельно-печного и моторного топлива.

    Цифра

    177 тонн горючего сэкономлено за три года в АО "Транснефть - Урал".

    Поделиться