Старикам из калининградского интерната пригрозили выселением

Корреспонденту "Российской газеты" в Калининграде написали жители дома-интерната для престарелых и инвалидов "Сосновая усадьба" в городе Пионерском. "Мы прочитали ваш материал про пациентов интерната в Советске, которых лишили единовременных денежных выплат. У нас похожая проблема, нам навязывают невыгодные договоры и угрожают выселением. Помогите". "РГ" решила вернуться к этой непростой теме.

До и после 2015 года

Напомним, ЕДВ (ежемесячная денежная выплата) - это компенсация, которую государство предоставляет инвалиду за отказ от некоторых социальных услуг. Таких, к примеру, как бесплатные медикаменты или бесплатное лечение в санатории. В зависимости от категорий инвалидности размер ЕДВ составляет от двух тысяч до четырех тысяч рублей в месяц.

До 1 января 2015 года плата за социальные услуги в стационарных учреждениях исчислялась в процентах от пенсии, а ЕДВ полностью оставалась в распоряжении льготников. Однако затем вступил в силу обновленный федеральный закон об основах социального обслуживания граждан. Законодатели, в частности, прописали, что плата должна составлять 75 процентов от дохода гражданина. А общий доход, решили чиновники от соцзащиты, складывается из пенсии, ЕДВ и других выплат.

Но в этом же законе есть важная оговорка о "длящихся правоотношениях". Финансовое положение граждан, заключивших договоры с социальными учреждениями до вступления поправок в силу, ухудшаться не должно. То есть люди, поселившиеся в интернатах до 1 января 2015 года, не должны отдавать социальным учреждениям процент от ЕДВ.

Даже на лекарства не хватит

Супругам Наталье Прудских и Валерию Бандрыгину, которые живут в доме-интернате для престарелых и инвалидов "Сосновая усадьба" в городе Пионерском с 2013 года, в начале текущего года предложили подписать новые договоры на предоставление социальных услуг в стационарной форме. Стоимость услуги в месяц включала 75 процентов пенсии и ЕДВ.

- Но у нас действует старый договор с интернатом, заключенный до 1 января 2015 года. Значит, наше финансовое положение ухудшаться не должно. Почему мы должны подписывать новый договор и платить ЕДВ? - удивляется Наталья Прудских. - Если я начну перечислять за проживание 75 процентов единовременной денежной выплаты, у меня на руках останется не 7300, а всего 4500 рублей. У мужа - не 6800, а 4100 рублей. Этих денег даже на лекарства не хватит!

Корреспондент "РГ" обратилась за разъяснениями в Министерство социальной политики Калининградской области. Там ответили: у пациентов Прудских и Бандрыгина истек срок действия индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ).

"По истечении срока действия оформленной гражданину ИППСУ срок действия договора о стационарном социальном обслуживании истекает, предоставление социальных услуг прекращается. В интересах Бандрыгина В. Н и Прудских Н. Д. им предложено заключить договоры о стационарном социальном обслуживании с целью получения социальных услуг на основаниях, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами. Новые договорные отношения к длящимся правоотношениям не относятся", - говорится в ответе калининградских чиновников от соцзащиты на официальный запрос "РГ".

При этом максимальный срок, на который оформляется ИППСУ, составляет три года. Даже у пациентов, поступивших в интернаты в конце 2014 года и успевших запрыгнуть в последний вагон "длящихся правоотношений", индивидуальные программы на основании старых договоров уже перестали действовать. Значит, абсолютно все инвалиды, которые раньше не платили ЕДВ, по логике калининградских чиновников теперь должны заключить с интернатами новые договоры и лишиться части денег.

Есть ли связь?

Но почему нельзя разработать индивидуальную программу предоставления социальных услуг и продолжать при этом пользоваться старым договором? Корреспондент "РГ" изучила федеральный закон о социальном обслуживании граждан, которым по идее должны руководствоваться в этом вопросе чиновники. И не нашла там нормы, обуславливающей обязательное заключение новых договоров вместе с новыми программами. В старых договорах, которыми сейчас пользуются пациенты, также ничего не сказано о том, что они становятся недействительными по истечении срока действия ИППСУ. Фактически в этих документах вообще не указан "срок годности".

Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Никитин также не находит никакой связи между сроком действия договоров о стационарном социальном обслуживании и сроком действия ИППСУ. Кроме того, при разработке новых документов, в которых закрепляется необходимость удержания до 75 процентов ЕДВ в счет оказания услуг, нарушается принцип свободы договора, полагает омбудсмен.

- В Гражданском кодексе РФ, где закреплен принцип свободы договора, говорится, что договорные отношения субъектов гражданского права основаны на их взаимном юридическом равенстве, исключающем властное подчинение одной стороны другой. Следовательно, заключение договора и формирование его условий по общему правилу должны носить добровольный характер, базирующийся исключительно на соглашении сторон, определяемом их частными интересами. Поэтому учреждения социального обслуживания не могут навязывать пациентам заведомо невыгодные для граждан условия заключения договора. И, разумеется, не могут вынуждать граждан заключать эти договоры, - комментирует ситуацию Никитин.

Фантастическое богатство

Наталья Прудских и Валерий Бандрыгин отказались подписывать новые договоры. Также поступили Людмила Шерстобоева и еще несколько десятков инвалидов, проживающих в "Сосновой усадьбе" и доме-интернате в Советске.

- Калининградское министерство социальной политики прислало нам с мужем досудебные претензии, - рассказывает Наталья Прудских. - Там говорится: если вы не подпишете новый договор и не начнете перечислять деньги в счет оказания услуг в рамках нового договора, это будет считаться необоснованным обогащением. Каково? 75 процентов от моей единовременной денежной выплаты - это около 2700 рублей. Фантастическое богатство! Только вот ни на одежду, ни на лекарства денег не хватает. Мы решили так: если минсоц хочет идти в суд - пускай, мы много чего сможем сказать чиновникам. Но только не стыдно ли - судиться с инвалидами за наши последние копейки?

P. S.

"РГ" обратилась к уполномоченному по правам человека и в прокуратуру Калининградской области с просьбой разобраться в ситуации и защитить права инвалидов. Владимир Никитин связался с нашими героями и отправил свое ходатайство министру социальной политики Калининградской области. Светлогорская межрайонная прокуратура, в зону деятельности которой попадает город Пионерский, сейчас проводит проверку по обращению "РГ".

О пенсионерке и инвалиде второй группы Людмиле Шерстобоевой, которой пришлось отстаивать свое право на неизменное финансовое положение, мы писали в предыдущем материале ("ЕДВ вам в бок!", "РГ - Неделя" от 22.02.2018). Несмотря на то что Людмила Ивановна поступила в дом-интернат в городе Советске в 2012 году, с нее начали взимать и 75 процентов ЕДВ.

В управлении пенсионного фонда в Советске нашу героиню огорошили. Это, мол, она сама отказалась от своих денег, написав в августе 2016 года заявление об удержании ЕДВ. И речь шла не только о Людмиле Шерстобоевой - такие заявления якобы написали все жители интерната, которые имели право не перечислять социальному учреждению единовременную денежную выплату.

В апреле 2017 года Людмила Ивановна подала в пенсионный фонд заявление об отмене удержания 75 процентов ЕДВ. Вдохновившись примером нашей героини, такие же заявления написали еще несколько десятков жителей интерната. Все они вновь начали получать свою единовременную денежную выплату целиком. Параллельно пенсионерка обратилась в прокуратуру. Она хотела доказать, что не подписывала заявление об удержании ЕДВ. И вернуть деньги, которые с нее взимали с августа 2016 года по апрель 2017-го.

- Мы побеседовали с гражданами, проживающими в интернате, показали им заявления об удержании ЕДВ, - делится информацией прокурор города Советска Мурат Теуважуков. - Некоторые пациенты, как и Людмила Шерстобоева, сказали, что никогда не видели эти бумаги. Эта информация была передана в полицию, и в рамках доследственной проверки прошла графологическая экспертиза. Однако все подписи граждан были очень простыми - эксперт не смог дать определенного ответа, были они подделаны или нет. Так или иначе, прокуратура все равно решила обратиться в суд в интересах заявительницы. Мы попытаемся доказать, что жительница интерната не давала своего добровольного согласия на удержание ЕДВ, и взыскать в пользу Людмилы Шерстобоевой эти деньги.

А как у соседей?

В других российских регионах, как показывает судебная практика, власти тоже пытаются обязать инвалидов заключать новые соглашения о стационарном социальном обслуживании вместе с новыми ИППСУ. И, как следствие, перечислять государству часть ЕДВ. Суды выносят противоречивые решения - где-то при одних и тех же исходных данных Фемида принимает сторону соцработников, где-то - пациентов.

Но мы очень надеемся, что в Калининградской области система социальной защиты не превратится в систему социального нападения. И до судебных процессов, в рамках которых чиновники выселяют инвалидов из интернатов или заставляют их подписывать невыгодные договоры, дело не дойдет.