Владыка, сегодня невозможно игнорировать кризис, который происходит в нравственной жизни человека. Это сказывается на всех сферах общества. Как не допустить разжигания межнациональной розни и экстремизма?
Митрополит Меркурий: Есть задачи, которые пытаются решать локальные группы людей, будь то церковь, школа или СМИ. Например, вопрос нравственной деградации общества. Но проблема эта государственная, за нее надо браться всем вместе. Значит, должна быть госпрограмма, с моей точки зрения, государственно-церковная, тщательно продуманная и хорошо финансируемая. А начинать эту работу надо с раннего детства, когда в человеке закладываются основные понятия справедливости, добра и зла.
Сегодня детский сад воспитывает по-своему, школа - по-своему, улица воспитывает, да так, что мама не горюй, а семья зачастую молчит. Это совсем не радует. Есть вопросы, на которые ребенок не сможет ответить самостоятельно. Исторические корни надо искать, начиная с семьи. Человек с младых ногтей должен знать, что он не просто семя, брошенное в землю, он имеет огромную корневую систему, целое генеалогическое древо, которое питает его, и плод должен стать достойным своих предков. Именно поэтому надо, прежде всего, понять, кто мы. Спросите об этом человека на улице, он не ответит. Мы кто, нация, народ или общество случайных людей? Что мы из себя представляем? Необходимо искать исторические корни, то, чем мы питаемся. Для этого нужны не фрагментарные всплески в дни даже самых замечательных событий, таких как празднование крещения Руси, установка памятника князю Владимиру или святителю Гермогену. Да, это знаковые события, но должна быть и программа, изучающая исторический процесс в целом и отвечающая на фундаментальные вопросы: откуда мы родом, что нас связывает с окружающими народами? Необходимо разобраться в вопросах русской имперскости. Ведь это был огромный сплав наций, этносов и народов. Как все они уживались в одном государстве? Отвечая на эти вопросы, мы ответим и на те, которые волнуют общество сегодня: почему у нас встречается неприятие других наций, где причины конфликтов, на религиозной или национальной почве, почему мы ищем врага снаружи, а не внутри себя? А вот здесь, кстати, должна встать и ответить церковь, потому что именно у церкви есть ответ, почему все это происходит.
Можно ли избежать столкновений между разными культурами?
Митрополит Меркурий: Надо разобраться, культура это или бескультурье. Настоящая культура никогда не спровоцирует столкновение. Вот поэтому нужна государственная идеология, соотносящаяся с историческими корнями. Иначе любой может прийти в наш дом и насадить свою идеологию. И это происходит. Наши люди, не скажу, инфантильные, но иной раз бывают такими доверчивыми и наивными, что от смеха до жалости полшага.
Начали праздновать день святого Валентина. К чему пришли? Размывается слово любовь. Кто-то капнул эту эссенцию в нашу среду, и все обрадовались. Или хэллоуин отмечают в школах. Церковь говорит: "Хотя бы прочтите, что это!" А стоит завести речь о преподавании в школе основ религиозной культуры, я говорю о православии, исламе, буддизме, иудаизме, сразу раздается: "Дети перегружены". Вводят уроки секс-просвещения, и никто слова супротив не скажет. Надо разобраться сначала, культура ли это и насколько она нам свойственна, прежде чем радостно принимать все подряд в свою среду. Ведь даже водку можно пить культурно, как профессор Преображенский из булгаковской повести "Собачье сердце", а можно глушить пластмассовыми стаканами за углом гаража под хвост селедки. Любое бескультурье порождает агрессивные настроения: "Они другие? У них еще и религия другая? Тогда геть с нашей территории!" Но это тупиковый путь, надо искать общность между разными культурами и на этом фундаменте строить государственную идеологию. Сегодня у нас нет экстремизма или он присутствует в обществе в неявной форме. Но это очень шаткая позиция. Абсолютно верно сказал патриарх Московский и всея Руси, обращаясь к казачеству в Ставропольском крае. (Я повторю не дословно, но сохранив суть его речи.) "Почему сейчас встречается неуважительное отношение к казакам? Раньше они имели веру, крепкую семью и традицию, общность и силу. Сейчас потеряли семейную традицию, утратили и силу, и веру. За что их будут уважать те, кто все это хочет в них видеть?" Что касается религиозного экстремизма, то он всегда имеет провокационное начало. Во Франции, например, была выставка, где свободные художники поставили Распятие в горшок с нечистотами. А кто-то позволил себе карикатуру на пророка Мухаммеда. Как может отреагировать исламское или иудейское общество, когда публично издеваются над их святынями? Простите меня, но это реакция будет принципиальная и жесткая. И только наши девицы, кривляющиеся в храме Христа Спасителя, чуть ли национальные героини для определенной части общества. Критикуйте, если хотите, священника, муллу, раввина, но не трогайте их святыни. Это чистейшая провокация, направленная на разжигание религиозной и межнациональной ненависти, и такие действия надо пресекать.
Как вы считаете, воспитание должно быть религиозным?
Митрополит Меркурий: Человеку необходимо жить в ладу со своей исторической традицией и чтить свою веру. Если он будет знать и чтить свою веру, то он так же будет относиться и к чужой. Это основа истинной культуры и воспитания.
В обществе я наблюдаю различные настроения, порой вражду и нетерпимость, но не среди прихожан. Человек подлинной веры всегда будет в хороших отношениях со своими согражданами, даже если они иной религиозной или национальной идентичности. У нас нет противостояния, хотя люди приходят в церковь разные. Много столетий назад, когда различные народы уничтожали и ненавидели друг друга, апостол Павел провозгласил, что во Христе "нет ни Еллина, ни Иудея, ни варвара, ни Скифа, ни раба, ни свободного, но все и во всем Христос" (Кол.3:11). Все мы едины во Христе Иисусе. Церковь и сознательная вера способствуют национальному и религиозному примирению. В религиозной среде негативные тенденции минимизированы, а до максимума они доходят там, где нет воспитания, культуры, религиозного образования. Участие церкви в этом процессе должно быть направлено на осознания людьми того факта, что без нравственного обновления и без сознательного изучения своей веры невозможно достичь реального мира в обществе и ликвидировать конфликты любого рода.