- Работу затрудняло то, что нашим машинам было сложно подъехать - проезд загородил легковой транспорт, - рассказал он. В этой ситуации пожарные сразу бросили все силы именно на спасение людей, а потом уже начали тушить огонь.
- Вызов поступил, когда мы только что отработали учения на хладокомбинате. По версии учений, там произошел выброс аммиака, и мы работали в специальном обмундировании с дыхательными аппаратами. Поэтому на момент реальной тревоги баллоны оказались полупустыми, - говорит начальник поисково-спасательного отряда №2 Ростова-на-Дону Алексей Байгушев.
Поняв, что потребуется эвакуация множества людей, он отправил машину на базу за дополнительными дыхательными аппаратами. При этом аппараты нельзя перевозить в обычном транспорте, ведь в одном баллоне около 300 атмосфер сжатого воздуха, или 2100 литров. Для сравнения: в накачанном колесе автомобиля - всего две атмосферы. Если баллон повредится, может произойти взрыв. В целях безопасности в машине спасателей для дыхательных аппаратов предусмотрены специальные места с крепежом, всего их четыре, как и людей в отряде.
Байгушев и его команда приступила к эвакуации жильцов, находящихся на верхних этажах горящего здания. Подъезд был сильно задымлен, нулевая видимость, высокая температура. Как потом рассказывали спасенные, на седьмом этаже, где возник очаг возгорания, было как в аду. Спасатели обходили одну за другой квартиры.
- Во время пожара надо проверять все уголки помещения и мебель. Нередко дети пытаются спрятаться в шкафу или под кроватью, - объясняет Алексей Байгушев.
На балконе восьмого этажа спасатели увидели женщину с тремя детьми. Ольга Черкасова приехала к сестре из Мурманска с двумя детьми, одному всего год, второму восемь. Когда услышала вой сирен, поняла, что в доме пожар. Открыла дверь на лестницу, а там черный, едкий дым. Она схватила детей и выбежала на балкон, с ней и 14-летний сын хозяйки квартиры. С нижнего балкона уже вылетало сильное пламя. Спасатели подоспели, когда попавшие в ловушку были близки к истерике.
Поднявшись на восьмой этаж, Алексей Байгушев понял, что кислорода у него осталось совсем немного. Он надел на ревевшего малыша кислородную маску и побежал с ним вниз, наловчившись прыгать по шлангам с водой, которые по лестничным пролетам протянули пожарные. На ходу проверял, поступает ли воздух ребенку. Сам задерживал дыхание, чтобы кислорода хватило как можно дольше. Свою маску спасатель надевать не стал, решив поберечь кислород для других пострадавших. Трое других спасателей эвакуировали остальных, также отдав им свои маски.
- Мы видели, как ребятам тяжело, - вспоминает Черкасова. - Им трудно было дышать. Тем не менее они сняли свои маски и одели на нас. Ужас что творилось, пока спускались по лестнице. Когда пришли в себя, пожарные и спасатели уже уехали. Мы им благодарны от всего сердца.
Тот пожар не обошелся без жертв. Погибла женщина, проживавшая двумя этажами выше горевшей квартиры. Она надышалась угарным газом, и спасти ее не удалось. Всего пожарные и спасатели эвакуировали 46 человек.