На дежурство Bell-407 попал, можно сказать, прямо с выставки: эта машина совсем недавно демонстрировалась на Иннопроме-2018 в Екатеринбурге. Компактное легкое воздушное судно желтого окраса, как реанимобиль, заинтересовало и обычных посетителей, и специалистов. Последние прочили машине большое будущее. Действительно, на выставке было подписано соглашение о закупке не менее 30 вертолетов этой модели между Уральским заводом гражданской авиации, правительством региона, национальной службой санитарной авиации и Уральским оптико-механическим заводом, который обеспечит медицинскую "начинку" летающей реанимации.
Договор весомый. Каждая машина спасения в зависимости от комплектации стоит от 170 до 230 миллионов рублей. Не все вертолеты, приобретаемые национальной службой санитарной авиации, будут работать в уральском небе, большинство отправят в другие регионы. Но сам факт, что ставка сделана на технику, собираемую здесь, - безусловный плюс для Свердловской области.
- Договор позволит создать дополнительные условия для развития авиастроения, а также организовать импортозамещение бортового медицинского оборудования в кооперации с ведущими производителями медтехники, - подчеркивают в правительстве региона.
По мнению министра здравоохранения Свердловской области Андрея Цветкова, производственная составляющая даст новый импульс всей системе санитарной авиации на Среднем Урале: здесь намерены переходить на новые воздушные суда взамен устаревших Ми-2.
- Первый рейс нового вертолета состоялся, когда потребовалось эвакуировать беременную в тяжелом состоянии из Верхотурья в Екатеринбург. Долетел за 1,5 часа, а не за три, как обычно. Это спасло жизнь человеку, - подчеркнул министр.
По данным минздрава, в парк воздушной помощи в ближайшем будущем войдет пять новых машин. Закупят их не за счет бюджетных средств: слишком дорогое обслуживание и ремонт. Техника будет принадлежать частным компаниям, область же заключит контракт на использование бортов, оплачивая при этом только время полетов. Чтобы понимать, насколько востребована воздушная медпомощь в регионе, приведем пару цифр: в 2016-2017 годах санитарные самолеты и вертолеты совершили по 270-300 рейсов, в 2018-м этот показатель перекрыли уже к июню.
О необходимости совершенствования системы санитарной авиации губернатор Свердловской области говорил еще до Иннопрома, на Петербургском международном экономическом форуме. Евгений Куйвашев тогда посетил крупнейший в Северо-Западном регионе вертолетный центр.
- За последние четыре года мы спроектировали и построили десять вертолетных площадок у больниц. И будем строить еще. Вертолетов нужно больше. Планируем увеличить парк до пяти машин,- написал он после этой деловой поездки в "Инстаграме". -Кроме того, региону нужен другой тип вертолетов. Дело дорогое, договариваемся о поддержке федерального бюджета. Помимо прочего, вертолеты можно использовать для перевозки пациентов между соседними регионами.
Сейчас в Свердловской области свои мини-аэродромы имеют 16 учреждений здравоохранения, в первую очередь ведущие медцентры, что находятся в Екатеринбурге. Но не оставлена без внимания и глубинка. У районных больниц Серова, Карпинска, Алапаевска, Ирбита и других городов есть свои взлетные площадки. Плюс девять на трассах рядом с пунктами медицины катастроф.
Но этого все равно недостаточно. Еще не менее шести площадок планируется создать в отдаленных районах, три из них - в Красноуфимске, Арти и при территориальном центре медицины катастроф - появятся уже в нынешнем году.
- Это будут площадки нового типа - с подсветкой места приземления, чтобы вертолет смог гарантированно сесть и забрать больного даже в темное время суток, - уточнил Андрей Цветков. - Да, это более затратный для бюджета вариант, но раньше после заката солнца приходилось рассчитывать только на реанимобили.
Кроме технической и структурной перестройки, санитарную авиацию ожидает цифровая. Минздрав РФ планирует уже в 2018 году создать единую службу скорой помощи, включающую как автопарк, так и авиационные силы. По словам министра здравоохранения страны Вероники Скворцовой, "глонассовский" подход позволит выбирать для каждого пациента в зависимости от тяжести его состояния и местонахождения наиболее оптимальный метод доставки: по воздуху или по земле.
На Среднем Урале уже сделан первый шаг: все "скорые" Екатеринбурга объединены общей системой вызовов. Диспетчерская служба через систему ГЛОНАСС находит ближайшую к адресу вызова машину, на планшет доктора поступает задание с координатами и жалобами больного. В ближайшем будущем по такой же схеме начнут работать службы экстренной помощи по всей области, как в небе, так и на земле.