Новости

26.07.2018 07:35
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Цеховая грамота

"Единая промышленная карта" охватила уже 260 тысяч школьников и педагогов
В Екатеринбурге презентовали новую форму тестирования в рамках проекта "Единая промышленная карта" (ЕПК). Она полностью соответствует духу времени - геймификации.
 Фото: Татьяна Андреева/РГ Если малышей возят на фабрики игрушек, то старшеклассников - на металлургические и машиностроительные заводы. Фото: Татьяна Андреева/РГ
Если малышей возят на фабрики игрушек, то старшеклассников - на металлургические и машиностроительные заводы. Фото: Татьяна Андреева/РГ

Экзаменующимся предлагают поучаствовать в виртуальных гонках: за каждый правильный ответ скорость увеличивается, за ошибки - наоборот. Мне предложили выбрать персонажа, от имени которого я буду "гонять" по трассе. Тыкаю пальцем в носорога, мой соперник - серый волк, но вопросы нам задают отнюдь не мультяшные. Например, за что нижнетагильский завод внесен к Книгу рекордов Гиннесса? Долго раздумывать нельзя: время заезда неумолимо истекает. Не зная точного ответа, интуитивно выбираю пункт "Как самый большой завод в мире" - верно! Дальше еще проще, попались вопросы из профессиональной сферы: какого цвета губной помадой гримировали первых ведущих на черно-белом ТВ и в каком году было создано первое информагентство Советского Союза?

- Это вариант, адаптированный для начальной школы и детсада, но шаблонных заданий очень много и для средней, старшей образовательных ступеней. Педагогу остается просто заполнить их конкретными данными: графическими материалами, мультимедиа, - поясняет директор учебного центра Игорь Мальцев.

Ограничение количества игроков зависит от оборудования: некоторые интерактивные доски понимают одновременно два касания, некоторые - четыре. Кроме того, задания транслируются на планшеты и смартфоны, то есть класс не просто "болеет" за кого-то, а параллельно проходит тот же самый тест. У педагога высвечивается статистка по каждому ребенку, данные можно загрузить в таблицу, обработать, построить гистограммы. Это доступно в рамках не только одного класса, но и целой параллели, нескольких школ и даже нескольких регионов, так как в основе лежат облачные технологии.

Вышли за границы

Smart-технологии для ЕПК - не столько мода, сколько необходимость: проект охватил уже 23 региона России и вышел на международный уровень: в Казахстан, Беларусь и Узбекистан. Общее количество пользователей на федеральном портале достигло 260 тысяч: примерно по 10 тысяч в каждом субъекте РФ, в регионах Большого Урала - по 30 тысяч.

И это вполне закономерно: ЕПК зародилась именно в Свердловской области в 2015-м как общественная инициатива в поддержку программе "Уральская инженерная школа". Сначала это были просто экскурсии, в 2017-м появился интерактивный образовательный курс, который позволяет во внеурочное время изучать отрасли экономики и современные профессии на примере конкретных предприятий. С декабря 2016 года ЕПК поддерживают Минобр РФ и Минпромторг РФ, проект аккредитован на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам. Более того, в марте 2018-го его сделали частью программы "Большие вызовы. Стратегия научно-технического развития России".

Как рассказала координатор ЕПК Вероника Пиджакова, обязательный курс состоит из 40 часов: 30 онлайн-уроков и три реальных выезда в год на производство. Каждой школе, даже сельской, при вступлении в проект выдается 30 планшетов. Уроки строятся по схожей схеме: сначала дается краткая справка о предприятии, чем оно значимо для экономики, затем 20 минут видео, работа с текстом, в группах или индивидуально,  проверочный тест. Задача справки - не перегрузить, а сообщить что-то познавательное, плюс 25 удивительных фактов, связанных с предприятием или отраслью. Мало кто знает, к примеру, что ежедневно жители Екатеринбурга выпивают миллион литров молока - такое количество вручную не надоить. У всех детей имеются "Личные кабинеты" (ЛК), которые привязаны к ЛК учителя, то есть он легко может в системе распознать своих учеников, увидеть, сколько минут те потратили на знакомство с материалом и какие результаты показали в итоге.

"Съели" рынок промтуризма

- Нам часто говорят: достаточно познакомить ребят с нашей деятельностью в 9 классе, когда они выбирают, куда поступать. На самом деле современные школьники к этому моменту, как правило, уже определились, чем хотят заниматься, надо начинать профориентацию гораздо раньше. Тех же видеороликов должно быть три: для начальной, средней и старшей школы, - раскрывает нюансы работы Вероника Пиджакова. - Если в региональном блоке достаточно рассказать о значении предприятия для Свердловской области, то на федеральном - уже для всей России, чтобы ребенок из Приморья или Крыма понимал, для чего он это изучает.

Учебный курс состоит из 40 часов: 30 онлайн-уроков и три выезда в год на производство. Каждой школе выдается для работы 30 планшетов

Как признаются авторы проекта, за три года они буквально "съели" рынок детского промышленного туризма в регионах, хотя изначально такой задачи не было. Проведено уже 300 тысяч экскурсий, которые ранжируются по возрасту: 1-4 классы возят туда, где производят понятный детям продукт - на фабрики игрушек, комбинаты мороженого, в кондитерские, 5-8 классы - на транспортные предприятия, фермы, в швейные мастерские. Старших знакомят поближе с энергетикой, машиностроением, ОПК, металлургией.

Чтобы вступить в проект, предприятие заключает договор и платит взносы, но суммы вполне посильные даже для микробизнеса, уверил нас Александр Масютин, руководитель фирмы, где производят напитки на основе иван-чая.

- Мне кажется, современные школьники меньше всего мечтают о работе в агропроме…

- Это не так. Современное сельское хозяйство очень технологично, а земля рада, когда к ней приходят с добрыми руками. За три года у нас в цехах побывало около 50 экскурсий. Дети удивлялись, как сорняк, который растет на улице, превращается в благородный напиток - это же особое умение. Энтузиазма Веронике Пиджаковой не занимать, конечно, это благая помощь всем детям, которые задумываются, где им себя реализовать во взрослой жизни.

Электрохимкомбинат вступил в проект в 2018 году. По словам и.о. заместителя гендиректора по управлению персоналом Андрея Попова, во многом для того, чтобы подрастающее поколение узнало об особенностях производства обогащенного урана. А также для преодоления родительских страхов по отношению к атомной отрасли.

- Старшеклассники Новоуральска и студенты в рамках определенных программ уже имеют возможность ознакомиться с комбинатом поближе, в том числе с музеем и незакрытыми производствами, благодаря ЕПК информация станет доступной школьникам всей Свердловской области. Мы заинтересованы в будущих кадрах, - подчеркнул он.

Уроки на заводе

По мнению министра инвестиций и развития Свердловской области Виктории Казаковой, промышленный туризм, интегрированный в образовательный процесс, позволяет одновременно продвигать промышленный потенциал территории и воспитывать будущего "человека труда". Вместе с тем остаются проблемы, которые мешают более эффективной реализации ЕПК. Далеко не все предприятия готовы включаться в проект, поначалу приходилось чуть ли не лично директорам объяснять, в чем может быть их интерес. Также существует проблема с донесением информации до школ - одних объявлений в Интернете и внеурочной деятельности недостаточно, надо вводить отдельные уроки по ЕПК. Это выведет взаимодействие системы образования и промышленников на качественно иной уровень, уверена министр.

Позвольте, скажет читатель, а при чем тут вопросы про журналистику в тесте, если проект посвящен реальному сектору?

- В рамках ЕПК рассказывают не только о промышленности или сельском хозяйстве, наша задача - показать всю систему жизнеобеспечения в целом, в том числе сектор СМИ. На канал ОТВ, к примеру, у нас очередь из детей, экскурсии проходят 1-2 раза в день, не очень многие предприятия могут себе позволить такую нагрузку, - отвечает Вероника Пиджакова.

Экономика Отрасли Промышленность Общество Образование Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область Екатеринбург
Добавьте RG.RU 
в избранные источники