26.07.2018 17:45
    Поделиться

    Темой фестиваля "Вдохновение" на ВДНХ стал театр

    Темой "Вдохновения" на ВДНХ стал театр
    Фестиваль "Вдохновение", который сейчас проходит на ВДНХ, и завершит свою работу 5 августа - молодой: ему всего четыре года. Но про таких говорят: "мал да удал", потому что, начиная со времени своего возникновения, он запомнился многим и приучил свою публику (а в прошлом году фестиваль посетило 600 тысяч человек) с интересом предвкушать, что же именно преподнесет им следующее лето в культовом московском месте.

    Специфика фестиваля такова, что каждый год его программа посвящена одному жанру или одной теме. А далее - в заданном направлении "Вдохновения" сочетается все - от классики до экспериментов.

    В этом году тема "Вдохновения" - театр. И за это отвечают две персоны, имена которых говорят сами за себя. Арт-директор фестиваля - известный театровед Роман Должанский, художественный руководитель - актриса Ингеборга Дапкунайте. Программа, составленная ими, включает в себя театральные представления со всего мира.

    Открыла фестиваль немецко-швейцарская группа Rimini Protokoll. Спектакль-исследование "Situation Rooms", рассчитан всего на 20 зрителей, но в день проходило по пять сеансов. Это - не развлечение, поскольку постановка посвящена военной тематике, и зрители, гуляя по комнатам, погружаются в тревожную атмосферу происходящих в мире военных действий.

    Кульминация фестиваля - шоу "Космическая одиссея" (французский театр Les Plasticiens Volants). Его представят 1 августа, на день рождения ВДНХ. Зрителям обещают, что "в этот день небо и земля заполнятся гигантскими фигурами". А рок-певица Кати Аврам вместе с артистом и режиссером Пьером Бертело (французский театр Générik Vapeur) в спектакле "Waterlitz" будут "оживлять" 19-метровую конструкцию - гиганта Omni, собранного из морских контейнеров.

    Тела актеров соединяются в необычные фигуры, парят над сценой под аккомпанемент старинных инструментов

    Среди театральных перформансов есть и такой: известный современный художник, обладательница двух "Золотых масок" Ксения Перетрухина "разбросала" по Центральной аллее ВДНХ инсталляции-сюрпризы. Это, как и спектакль "Ситуационные комнаты", можно назвать иммерсивным театром, поскольку с инсталляциями взаимодействует каждый прохожий, при этом получая свой опыт.

    Итальянский театр NoGravity показывает "театр чуда" прямо на Садовом пруду в парке "Останкино", где уже второй сезон подряд работает площадка "Сцена на воде". Их шоу "Aria" построено на причудливой пластической игре и работе со сценой-трансформером. Тела актеров соединяются в необычные фигуры, парят над сценой под аккомпанемент "Roma barocca essemble" и старинных инструментов.

    Что касается специальных программ фестиваля, то первая из них приурочена к возвращению после реставрации Дома культуры ВДНХ, одного из главных наследий прошлого века. Здесь театр встретится и с архитектурой, и с литературой: программа "Имена" представит выдающихся русских писателей ХХ века. Режиссер Роман Шаляпин специально для фестиваля поставил "Все оттенки Черного" - спектакль по произведениям поэта Саши Черного, где главную роль исполняет заслуженный артист РФ Владимир Еремин.

    "Юбилейное кабаре" устраивает на сцене в год своего 80-летия драматург и писатель Людмила Петрушевская. Театр наций прочувствует "Вдохновение" в двух моноспектаклях из серии "Наше все..." по произведениям Иосифа Бродского и Нодара Думбадзе. Александр Филиппенко подготовил для фестиваля программу "Здравствуйте, Михаил Михайлович!", на которую его вдохновили два легендарных Михаила - Зощенко и Жванецкий.

    Вторая специальная программа могла бы условно быть озаглавлена "Театр плюс кино", если бы она не носила название "Сцена. Экран. Реальность". Все документальные фильмы, представленные в ней, так или иначе связаны с театром.

    Кинопоказы проходят в Доме культуры ВДНХ (павильон № 84) и вход на них свободный. В программу вошли картины: "Симуляция" (дебют иранского режиссера Абеда Абеста, история о молодых людях, которые сталкиваются с машиной иранского законодательства) и экспериментальный фильм-эссе художника Эндрю Кетинга "Лек (Иван) и собаки".

    С фильмом "Осел" режиссера Анатолия Васильева уже успели познакомиться зрители нескольких кинофестивалей. Режиссер и перформер Лола Ариас предлагает участникам боевых действий создать театральную реконструкцию трагических событий в фильме "Театр войны". Комедию "Кастинг" режиссера Николаса Вакербарта особо стоит порекомендовать любителям кинематографа: в ней съемочный процесс представлен как череда абсурдных ситуаций. А режиссер Франческа Педрони приглашает зрителей отправиться на гастроли вместе с Роберто Болле и его коллегами из театра "Ла Скала".

    Фестиваль искусств "Вдохновение" также организовал студенческую программу, где представлены театры из российских регионов. Спектакли показывают на Главной аллее ВДНХ, на площади у Цветочного партера, вход на все также бесплатный. Открыл фестиваль дипломный спектакль студентов театрального отделения Карельского колледжа культуры и искусств "Ганди молчал по субботам" по пьесе молодого современного драматурга Анастасии Букреевой.

    Полифонический смыслопоэтический перформанс "ЗАУМОМАМЭМИМЫ” от студентов Воронежского института искусств (Мастерская Руслана Маликова) обыгрывает одно из самых неоднозначных явлений в русской литературе - заумь. В спектакле звучат тексты Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, Василиска Гнедова, Давида Бурлюка, Александра Кондратова.

    Хореографический спектакль "Они сказали: Будь леди" представляет танец женщины, как ритуал очищения и освобождения от всего, что ее гнетет, и проявление своей индивидуальности. Закроет студенческую программу спектакль "Мамочки" - результат совместной работы театральной лаборатории Государственного Театра Наций и Новороссийского муниципального драматического театра им. Амербекяна. Режиссер-постановщик спектакля, ученик Марка Захарова, Вячеслав Тыщук и режиссер Новороссийского театра Евгений Кушпель создали историю о том, как во время боевых действий матери ищут пропавших без вести сыновей.

    * Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться