Как на юге России развивается онкослужба и какие задачи стоят перед современной наукой, рассказал генеральный директор Ростовского научно-исследовательского онкологического института, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, главный внештатный специалист-онколог ЮФО Олег Кит.
Олег Иванович, в чем роль института как федерального центра?
Профессор Олег Кит: Онкологическая служба на юге России начала формироваться еще в 1928 году, когда профессор Петр Иванович Бухман открыл рентгенорадиологическое отделение в Донском медицинском университете. А в 1931 году он организовал и возглавил Краевой Рентгенорадиологический онкологический институт. С тех пор институт является центром онкологической науки в южном регионе. Важнейшая заслуга Бухмана - формирование организационно-методологической службы на юге страны.
Мы анализируем данные о заболеваемости, поступающие к нам из онкоучреждений ЮФО и СКФО, оказываем консультативную, методическую и организационную помощь коллегам в регионах. Институт регулярно проводит совещания главных внештатных специалистов-онкологов двух округов, на которых обсуждаются насущные вопросы развития нашей службы в регионах: недоработки в схемах маршрутизации пациентов, недостаточное использования эффективных подходов лечения, дефицита квалифицированных кадров. Прямое взаимодействие с онкологами ЮФО и СКФО помогает сгладить шероховатости в работе, наладить механизм, который позволяет повысить качество онкологической помощи на юге России.
Сотрудники Ростовского НИИ онкологии проводят выездную экспертную работу по оценке качества и доступности оказания медицинской помощи онкобольным. За последние три года такая работа проведена в республике Крым, Севастополе, Кабардино-Балкарии, Ростовской области, Волгоградской и Астраханской областях, в Калмыкии, Краснодарском крае. Стали традицией телемедицинские консультации, на которых ведущие сотрудники института помогают выбрать тактику лечения в сложных случаях. Все это помогает не только в уточнении диагноза, но и способствует повышению квалификации коллег, а образовательная функция - одна из основных для федерального центра.
Удается ли выявлять пациентов на самых ранних стадиях заболевания?
Профессор Олег Кит: В последние годы мы фиксируем рост онкозаболеваемости. Во многом это объясняется ранней диагностикой, снижением одногодичной летальности, увеличением продолжительность жизни. Люди стали больше внимания уделять своему здоровью.
Диспансеризация и профилактические осмотры позволяют нам увеличить выявляемость злокачественных новообразований на ранних стадиях. На юге России онкоучреждения всех регионов проводят профилактические мероприятия: дни открытых дверей или выездные онкологические консультации. Ростовский онкоинститут - не исключение. По соглашению с министерством здравоохранения Ростовской области мы несколько лет практикуем бесплатные выездные приемы в городах и районах донского региона. Уже более пяти тысяч человек смогли получить консультации высококвалифицированных онкологов. Примерно у десяти процентов пациентов в результате таких осмотров были выявлены злокачественные новообразования, большинство на ранних стадиях. Выездные консультации мы проводим и в других регионах: в Калмыкии, на Ставрополье. А в Железноводске, на базе нашего филиала - санатория "Русь", скоро год как работает консультативный центр Ростовского онкоинститута, где принимают пять специалистов РНИОИ: онкомаммолог, онкогинеколог, онкоуролог, абдоминальный онколог и специалист опухолей головы и шеи. Жителям Северного Кавказа очень удобно получать помощь высококвалифицированных специалистов-онкологов, не покидая своего региона.
Огромную роль в выявлении рака на ранних стадиях играет онконастороженность у специалистов первичного звена. Ведь именно к ним, в первую очередь, обращается пациент со своей проблемой. Специально для них мы разработали и проводим цикл онлайн-лекций. Обучение по "Ранней диагностике злокачественных новообразований" проходят медики Севастополя, Республики Крым, Ростовской области. Кроме того, мы организовываем выездные семинары и вебинары по ранней диагностике онкозаболеваний со всеми регионами южного региона.
Чем медицинская помощь в федеральном центре отличается от помощи в других онкологических медучреждениях?
Профессор Олег Кит: Это, прежде всего, передовые технологии. Большие изменения произошли в лучевой терапии. Гамма-аппараты и рентген-терапию заменяют линейные ускорители. Для подводки луча используется точнейшее навигационное оборудование, позволяющее воздействовать на опухоль, не повреждая окружающие ткани. Применяется радиохирургия - безоперационный способ лечения опухолей головного мозга, позвоночника, внутренних органов. При локальном раке простаты используется брахитерапия.
Безграничный потенциал развития имеет хирургия. Говорю это не потому, что я хирург-онколог. Я наглядно убеждаюсь в том, как меняются подходы к оперативному вмешательству. Эпоха "скальпель-зажим-ножницы" ушла, появился серьезный хирургический инструментарий. Мы активно применяем лапароскопические технологии с использованием лазерных и электроинструментов, что позволяет добиться минимальной потери крови. В институте работает одна из лучших нейрохирургических клиник в стране. Мы можем удалять очаги, казалось бы, в самых недопустимых для проникновения структурах мозга. Настоящий прорыв наши медики совершили в детской онкологии. Сегодня мы успешно лечим детей даже грудничкового возраста. Активно развивается онкоортопедия позвоночника, трубчатых тканей и суставов. Два года назад у нас была прооперирована молодая женщина с обширной опухолью костей малого таза с замещением их металлоконструкцией. Это была единственная в стране операция такого уровня сложности.
Институт располагает хорошо оснащенными лабораториями иммунофенотипирования, молекулярной онкологии, клеточных технологий, мощным морфологическим отделением. Еще недавно о лечении таргетными препаратами говорили как о новейшей разработке, а сегодня в нашем институте это стандартный подход в тех случаях, в которых такая терапия показана. Мы создаем молекулярно-генетический портрет опухоли и подбираем персонифицированное лечение с учетом этих данных.
Какие научные исследования ведутся в Ростовском онкоинституте?
Профессор Олег Кит: Федеральный центр - это, прежде всего, научно-исследовательский институт, где разрабатываются прорывные технологии, развивается фундаментальная наука, и все это без отрыва от клинической практики. В РНИОИ на базе лаборатории молекулярной онкологии создан биобанк - коллекция опухолевых клеток и тканей для выявления новых предиктивных маркеров риска возникновения онкозаболеваний.
Это позволяет изучать такие клетки с точки зрения воздействия на них разрушительных агентов. Одно из самых перспективных направлений - разработка малотоксичных дендрито-клеточных вакцин, которые стимулируют возможности по обнаружению и уничтожению опухоли. Нельзя сказать, что мы открыли пулю Эрлиха, которая попадает точно в цель и убивает опухоль во всех случаях: унифицированного способа не существует, секрет успеха - в адекватном применении разных подходов. Но иммуноонкология - медицина будущего. Наступит время, когда каждого пациента будут лечить по индивидуальной программе. В нашем институте персонифицированный подход уже применяется.
У нас единственный в онкоучреждениях страны виварий, который сейчас проходит аккредитацию по системе GLP (надлежащая лабораторная практика, представляющая собой систему правил, направленных на обеспечение согласованности и достоверности результатов лабораторных исследований). Разговоры о том, что в России лечить нечем, некому и не на чем, - это миф. Получить точный диагноз и адекватное лечение можно в своей стране, и это будет сделано профессионально и на самом высоком уровне.
Лицензия №ФС-26-01-001925 от 27 октября 2017 года ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ У СПЕЦИАЛИСТА
На правах рекламы