"В ближайшие годы наибольшая доля российского гражданского судостроения будет приходиться именно на сектор шельфовой техники для разведки, добычи и транспортировки углеводородов", - прогнозирует начальник аналитического департамента компании "БК-Сбережения" Сергей Суверов. - Суммарный портфель заказов на технические средства освоения континентального шельфа на ближайшие 10 лет для российских организаций может составить около одного трлн рублей, что составляет 100% внутреннего рынка на морские платформы и более 80% на обеспечивающие суда".
Судостроительный завод "Звезда", который с недавних пор пополнился плавучим доком, позволяющим предприятию строить самые большие в России суда, сможет обеспечить нефтегазовую отрасль необходимой инфраструктурой, которую прежде приходилось заказывать на зарубежных доках. С его помощью "Звезда" сможет строить и обслуживать суда длиной до 300 метров и шириной более 50 метров со спусковой массой до 40 тысяч тонн. А еще спускать на воду буровые платформы и их отдельные части.
"Мы сейчас единственное предприятие в России, которое благодаря созданию сухого дока, может строить крупнотоннажные суда, например, огромные челноки, а также суда-газовозы, - рассказывает генеральный директор ССК "Звезда" Сергей Целуйко. - Прежде суда подобного класса строились только на зарубежных верфях. Теперь мы сами можем выйти на международный рынок и будем конкурировать с азиатскими и европейскими судостроительными компаниями".
По прогнозам экспертов суда, выпускаемые "Звездой", будут конкурентоспособны по срокам и стоимости по сравнению с зарубежными аналогами.
"Сейчас общемировым лидером являются южнокорейские верфи, - говорит директор аналитического департамента "Альпари" Александр Разуваев. Российские судостроители проигрывают им если не по качеству, то по стоимости производства. В текущем году макроэкономическая ситуация может сыграть на руку "Звезде": из-за укрепления корейской воны, росту цен на сталь и ограниченной конкуренции, мы можем ожидать рост цен на южнокорейсиких верфях на 10-15%. Удорожанию также поспособствует необходимости установки оборудования для соблюдения стандартов 3 уровня экологического регулирования, установленного Международной морской организацией (судовладельцы должны будут соблюдать более жесткие экологические стандарты, касающиеся выбросов оксидов серы и очистки балластных вод). Восстановление рыночной конъюнктуры, сопровождающееся ростом цен, объективно приводит к сокращению разрыва в ценах предложения со стороны ССК "Звезда" и зарубежных верфей. Поэтому не исключено, что часть заказов с южнокорейских верфей перетечет в Россию".
На данный момент в портфеле заказов судоверфи "Звезда" находится более 25 судов различного класса, в том числе танкеры типа "Афрамакс", арктические челноки, суда снабжения ледового класса и мелкосидящий ледокол. В ближайшее время должны будут заключены еще около 15 контрактов. Спуск на воду и сдача заказчику первого заказа - многофункционального судна снабжения ледового класса Icebreaker 7 - запланирован на 2019 год.
Проект создания судостроительного комплекса на базе дальневосточного завода "Звезда" реализует консорциум "Роснефтегаза", "Роснефти" и Газпромбанка. Комплекс строится на побережье бухты Большого Камня на южном побережье Приморского края. "Звезда" станет первой в России верфью крупнотоннажного судостроения мощностью переработки до 330 тысяч тонн металла в год.
"Проект "Звезда" - это проект мирового уровня, - считает директор Инженерной школы Дальневосточного федерального университета, доктора технических наук Александр Беккер. - Приморье получит скачок по налоговым сборам, тысячи рабочих мест, подъем сопутствующих производств, а также развитие социальной сферы. Страна получит современный судостроительный комплекс мирового уровня, который позволит решить вопросы обеспечения освоения ресурсов континентального шельфа арктических и дальневосточных морей, развитие Северного морского пути.