Ограничения начнут действовать 1 августа и коснутся цен заявок, вводимых в систему электронных торгов. Если цена заявки будет сильно отклоняться от текущей рыночной цены в ходе торговой сессии, то система ее не примет. Для бензина и дизеля это отклонение более чем на один процент вверх или более чем на пять процентов вниз на условиях поставки "франко-вагон станция отправления" (в этом случае поставщик доставляет товар на станцию - как правило, железнодорожную, - загружает его в вагон, после чего права и ответственность переходят к покупателю). Для авиакеросина и мазута ограничения составят десять процентов в обе стороны.
Аналогичные действия СПбМТСБ предпринимала в мае. "Это нормальная практика, когда биржа устанавливает свои ограничения на параметры заявок. При несоответствии этим параметрам заявки автоматически отклоняются системой и не попадают на рынок, - поясняет финансовый аналитик "БКС Премьер" Александр Бахтин. - Предметом таких ограничений могут быть определенные участники, режимы торгов, активы и прочее. Вводятся они для более стабильной работы площадок и оптимизации ценовой волатильности".
В данном случае "Нефтепродукты" в рамках СПбМТСБ - наиболее востребованная секция торгов, где оборот за первую половину этого года превысил 360 миллиардов рублей, обращает внимание Бахтин. "Новые ограничения на ценовые параметры заявок будут способствовать снижению волатильности", - уверен он.
Основной мотив ограничений на цену заявок у биржи заключается в том, чтобы сократить число "пустых" заявок и не допустить перегрузки биржевой системы, полагает аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова. Чем ниже норматив по цене заявки, тем меньше возможности для выставления "пустых" заявок, до которых цена, возможно, никогда не дойдет. Но также возникнет и такой эффект, что в случае резкого движения цен удастся избежать сделок по экстремально высоким или экстремально низким ценам. "Для клиента биржи сглаживание волатильности, наверное, благо, поскольку снижаются не только выигрыши, но и проигрыши. Но, конечно, не все клиенты могут так считать", - говорит аналитик.
Индексы цен на нефтепродукты на биржевых торгах падали непрерывно с первой недели июня по 20 июля, что было в основном связано с ростом предложения. Среднесуточная реализация бензина только в июле выросла на треть по сравнению с тем же месяцем прошлого года. На минувшей неделе произошел резкий отскок цен, и главная "заслуга" принадлежит вторичным сделкам, то есть перепродажам. "Особенно ярко этот эффект проявился 25 июля", - указывает ведущий аналитик компании "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков. По его наблюдениям, тогда число сделок с бензином Премиум-95 возросло почти в пять раз. На некоторых базисах топливо перепродавали по несколько раз, повышая цену.
Причина смены настроений на рынке - публикация планов компаний по поставкам на биржу. Ожидается, что в августе предложение сократится на пять процентов. Этот фактор приведет либо к остановке падения цен, либо к их переходу в фазу роста, считает Костюков. Ограничения на подачу заявок этот рост также могут ограничить. Кроме того, "Аналитика товарных рынков" сообщила, что на СПбМТСБ 3 августа состоится совет секции "Нефтепродукты", где на голосование вынесут ограничение выставления заявок на продажу нефтепродуктов с использованием денежного обеспечения (будет рассматриваться вопрос борьбы со спекулянтами).
Россия вошла в топ-10 стран с самым дешевым бензином Аи-95 на заправках. Большинство государств, где бензин в рублях еще дешевле, являются нефтедобывающими и входят в картель ОПЕК. Наоборот, самый дорогой бензин, как правило, в развитых странах, которые либо импортируют топливо, либо из-за остро стоящих вопросов улучшения экологии снижают объемы его потребления. Главное отличие между топ-10 стран с самым дешевым и самым дорогим бензином в том, что средний доход людей выше в странах, где топливо дороже.