Учебник под редакцией Петра Масляка и Светланы Капирулиной, изданный в 2016 году и рекомендованный Министерством образования и науки Украины, получил на днях широкую известность в социальных сетях после того как наиболее яркие выдержки из него опубликовал украинский публицист Андрей Манчук.
Так, учебник гласит, что "фактически тысячу лет Украина существовала в одних и тех же пределах", а ее население занималось "тем же, что и сегодня": украинцы выращивали пшеницу и рожь, овощи и фрукты, разводили скот, занимались ремеслом и охотой, "обменивались товарами с близкими и дальними народами". Любой пытливый ученик, прочитав этот абзац, должен сделать вывод, что металлургия, энергетика, авиастроение и прочие высокотехнологичные отрасли, вместе с фундаментальной наукой - чуждые для вчерашних и сегодняшних украинцев сущности, поскольку противоречат национальному идеалу, сформулированному два года назад бывшим послом США Джеффри Пайеттом как "великая аграрная держава".
Впрочем, авторы тут же дезавуируют свою теорию о тысячелетней украинской пасторали и "хуторянстве", внезапно вспомнив, что именно украинцы стояли у истоков авиации и космонавтики, и значит, ни много ни мало - "наша нация дала миру Крылья". В списке окрыливших мир украинцев называются Николай Кибальчич, Сергей Королев, Игорь Сикорский, Константин Циолковский, Владимир Челомей и другие российские и советские ученые.
Следующий абзац достоин полной цитаты и не требует комментариев: "Веками украинцы создавали самые мелодичные в мире народные песни. Ни одна нация на нашей планете не имеет более 200 000 песен. Украинская народная мелодика была положена в основу европейской музыки, а украинские народные мелодии стали народными от Польши до России, от США до Японии. Кроме хлеба, украинцы дали миру песню. Нация, которая дала миру Песню, Хлеб и Крылья, способна превратить Украину в одну из ведущих стран мира", - обещает местным школьникам светлое будущее учебник.
Любые логические нестыковки и сомнения составители учебника бьют главным, и неоспоримым аргументом: "Американские ученые считают украинцев древнейшей нацией мира". При том, что этот учебник иначе как фантасмагорией - нагромождением смехотворных выдумок - назвать нельзя, с точки зрения министра образования и науки Украины Лилии Гриневич он обладает массой достоинств. Ведь, как утверждает эта чиновница, "все содержание образования должно работать на формирование национальной идентичности". Качеством образования и его соответствием реалиям, в том числе историческим и географическим, по логике гражданки Гриневич следует пренебречь.
Заметим, что "формирование идентичности" с помощью вбивания в головы украинских школьников антинаучных баек коснулось не только географии, но и биологии. Например, в украинском учебнике по этому предмету школьникам предлагается "определить место сокола-сапсана в системе органического мира", пользуясь украинским гербом - трезубцем, в котором, по мысли составителей, зашифрована "национальная идея", вероятно - вместе с теорией Дарвина.