Почему крупные компании стали обращаться за микрокредитами

Евгений Аболонин, эксперт в области рефинансирования:

- Ситуация с малым и средним бизнесом в стране пока далека от идеала, тем не менее этот сегмент рынка показывает отличный прирост последние несколько лет. И значительную роль в этом процессе играют микрофинансовые организации (МФО).

Хотя МФО до сих пор, как правило, ассоциируются лишь с быстрыми займами до зарплаты, ситуация меняется. Сегодня на рынке больше шансов выжить у тех микрофинансовых компаний, которые специализируются не только на выдачах микрозаймов, а имеют сразу несколько направлений бизнеса: рефинансируют задолженность физлиц или развивают направление кредитования для предпринимателей. Есть и МФО, которые активно продвигают тендерное направление, связанное с финансированием участников системы госзаказа. Суть заключается в том, что для обеспечения участия в торгах предпринимателям необходимы средства, которые неудобно отвлекать из оборота. Поэтому представители малого и среднего бизнеса и даже компании с миллиардными оборотами часто приходят на тендерные площадки за краткосрочным финансированием.

Компании, участвующие в тендерах, не берут займы в традиционном понимании, то есть им не нужны средства на развитие бизнеса или пополнение оборотных средств. Однако, согласно законодательству, для того чтобы получить доступ к торгам, нужно внести обеспечительный взнос. Учитывая тот факт, что компании, как правило, принимают участие сразу в нескольких конкурсах, без привлечения заемного финансирования им нужно было бы изымать средства из оборота. Для клиентов это не только неудобно, но и неэффективно. В связи с чем они и обращаются в микрофинансовые организации.

Результаты последних исследований показывают, что средняя сумма тендерных займов растет. По данным группы компаний "Русмикрофинанс", за первый квартал 2018 года она составила около 2,3 миллиона рублей, что в два раза превышает аналогичный показатель по итогам 2017-го. Большая часть компаний, пользующихся услугой, занимается строительной деятельностью либо поставками товаров. В связи с этим на рынке микрофинансирования наблюдается сезонность. К примеру, летом число заявок падает, а в сентябре-октябре, как правило, спрос возрастает. Пиковым месяцем является декабрь.

Хотя сегодня микрофинансовые организации во многом выполняют важную социальную роль для малого и среднего бизнеса, некоторые до сих пор считают, что это компании-однодневки, выдающие деньги под большие проценты. На самом деле в среднем это 2,5 процента за 30 дней, однако срок может варьироваться.

Исследования показывают, что средняя сумма тендерных займов растет

Как это работает? Когда та или иная компания выигрывает конкурс, осуществляется вторая часть тендерной сделки - в рамках нее подписывается договор и предоставляется банковская гарантия. До этого момента средства взноса находятся в распоряжении тендерной площадки. После подписания договора и предоставления банковской гарантии деньги снова возвращаются на счет займодавцу.

Займы на исполнение госконтрактов не выдаются всем подряд. Микрофинансисты предпочитают работать с теми компаниями, которые зарекомендовали себя надежными заемщиками. В результате МФО получает определенный процент за предоставление краткосрочного финансирования, то есть свой доход без всякого риска.