Первое, над чем задумались потенциальные производители чистых культур, - их сортовое разнообразие. Как правило, гибриды, по словам экспертов, критики не выдерживают - у них даже вкус не тот, да и не так уж они устойчивы к болезням и вредителям, как их предки. А это не позволяет отказаться от химической обработки.
Врио директора Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Вавилова Елена Хлесткина отмечает, что именно поэтому запросы от западных компаний продолжают поступать все чаще: ведь институт сохранил в генетическом банке разнообразие культур, которые давно ушли из оборота.
- Интерес к староместным сортам растет, - рассказывает она. - В Европе модный тренд - возвращение на поля таких растений. Приходится выдерживать серьезную атаку со стороны зарубежных партнеров!
Все дело в том, что гены интенсивных сортов, которые как раз сейчас и используются большинством производителей, позволяют транспортировать продукцию растениеводства и долго ее хранить. Однако вкус тех же плодов или ягод - уже не так насыщен.
- Эти качества растения потеряли, но в связи с модой на органик-продукт потребность во вкусной еде возвращается и становится более острой, - говорит Хлесткина.
При этом такие растения могут иметь и нежелательные признаки. Например, картошка - показать избыток гликоалколоидов и слабое клубнеобразование. Однако сделать эти показатели теперь можно гораздо быстрее, чем раньше, благодаря методам безопасного геномного редактирования.
Заместитель начальника белгородского департамента АПК и воспроизводства окружающей среды Василий Мельников отмечает, что в этом и есть ценность вавиловской коллекции: в НИИ просто замедлили время. И этим, скорее всего, начнут пользоваться начинающие производители органик-продуктов.
Помимо производственных вопросов, аграриев беспокоит и проблема сбыта. Известно, что урожайность староместных сортов при отсутствии минеральных удобрений и традиционных для интенсивного сельского хозяйства обработках существенно ниже. Удастся ли компенсировать затраты ценой - сказать сложно. Эксперты приводят в пример западные страны, где органик-продукция поставляется исключительно для состоятельных покупателей, к тому же субсидируется из бюджета и имеет свою маркетинговую стратегию. В России же пока таковых продуктов мало - спрос на них зависит от бренда производителя.
Директор Россельхозцентра Александр Малько отмечает, что для начала надо решить вопрос с сертификацией. На рынке заработало множество органов сертификации, однако ни один из них не объединяет производителей.
Теперь, когда принят закон, реестр органик-предприятий будет составляться быстрее, и все же, по словам Малько, независимо от того, в какой системе сертификации этот бизнес работает, ему потребуется выход на международный рынок.
- Нужно присоединиться к одной из крупнейших систем сертификации, и, к сожалению, это очень затратно, - отмечает эксперт. - К примеру, надо обучить людей международным системам сертификации, а для одного специалиста такой курс стоит 15-20 тысяч евро.
Директор Федерального центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров для АПК Ольга Мелентьева, в свою очередь, отмечает, что пока многие даже путают биологизацию земледелия с переходом на органик-производство.
- Органическое производство - это более серьезный процесс, - поясняет она. - Сейчас у нас разрабатываются магистерские и аспирантские программы для того, чтобы проводить подготовку кадров в этом направлении. Тех аграриев, кто уже сегодня начал пробовать заниматься органическим производством, нельзя сбрасывать со счетов.
По словам экспертов, некоторым фермерам не хватает порой знания некоторых деталей - будь то производство, сертификация или продвижение товара, поэтому рынок образовательных услуг для них тоже нужно сделать доступнее.
Первые примеры успешного развития органик-производства в Центральной России уже есть: в Калужской области немецкий инвестор работает на одной из ферм. Исполнительный директор биохозяйства - а именно так называют это предприятие - Анатолий Накаряков отмечает, что к органическому производству мяса, которое, к слову, невозможно без чистого растениеводства, пришли непростым путем. Сначала скупали у фермеров гречиху и просо, продавали под своей маркой с пометками о чистоте крупы, потом - когда китайские производители завалили рынок своей, более дешевой продукцией - пришлось заняться интенсивным производством. Но все же со временем ферма вернулась к органике. И теперь, помимо зерновых и кормовых культур, компания производит говядину под маркой "био".
- Все сертифицировали сами, - поясняет Накаряков. - И теперь наша продукция поставляется на завод детского питания.
Для закрепления успеха приходится осваивать неудобья - заросшие кустарником земли, которые, чтобы ввести в оборот, надо чистить от сорняковой поросли два-три года. Еще одна проблема - качество скота. Привозить его из-за рубежа уже не получится: ведь перемен животные попросту не вынесут, а в условиях органик-производства применять лекарства нельзя.
- Поэтому за основу мы взяли местные породы, - продолжает Анатолий Накаряков. - Стали улучшать характеристики, ведь именно эти животные имеют сильный иммунитет. Привесы в среднем 900 граммов. Кажется, не так много, но это достигается без применения белковых кормов - в органическом животноводстве их не разрешают использовать.
С растениеводством такая же ситуация: жесткие требования, множество анализов и постоянное подтверждение строгой сертификации. И все же хозяйству удается экспортировать гречиху и горох. Цена их за рубежом пока российского крестьянина устраивает.
Подобные примеры есть даже в Сибири, однако сейчас производителей больше всего интересует российский рынок. 80 процентов продукции поставляют в города-миллионники, где упаковки с отметкой "био" уже лежат на отдельных полках. В регионах же даже фермерская продукция в сетевых магазинах пока скорее исключение, чем правило. Впрочем, липецкий опыт показывает, что тенденция может измениться. Там начали проект "Магазин в магазине", поставив полки с фермерским товаром в торговых залах известных супермаркетов.
- Выгоду увидели и сетевые компании, - резюмирует начальник управления потребительского рынка и ценовой политики Николай Киреев. - В магазин пришла "живая" продукция, посещаемость торговых точек сразу выросла.
Петр Чекмарев, директор департамента растениеводства Министерства сельского хозяйства России:
- В нашей стране 80 процентов продукции растениеводства может стать органической. Дело в том, что средства защиты растений применяют не везде и не в том количестве, которое могло бы повлиять на чистоту растений. Минеральных удобрений тоже мало: всего 33-35 килограммов на гектар, в то время как в Китае этот показатель в десять раз выше. В органическом земледелии нам важно найти свои сорта и "фишки", пройти процесс сертификации и найти рынок сбыта.