31.07.2018 08:55
    Поделиться

    Каким будет негосударственное высшее образование

    В РФ готовят законопроект о развитии негосударственного высшего образования
    Классическая система высшего образования устарела, но пока только самые продвинутые университеты мира решаются концептуально менять технологии обучения. Наша страна - не исключение. Поэтому недавно в России начали готовить концепцию закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП) в системе образования, который позволит ей быстрее и безболезненнее перестроиться на новые рельсы. О том, какие меры предлагают эксперты, "РГ" рассказал главный разработчик концепции, руководитель Экспертной группы в Госдуме по ГЧП в сфере образования, основатель и ректор Южного университета (ИУБиП) института управления, бизнеса и права Имран Акперов.

    В России уже есть закон о ГЧП. Зачем потребовалось создавать отдельный закон для высшего образования?

    Имран Акперов: Федеральные законы в нашей стране написаны хорошо, но возникают проблемы с их реализацией. Отраслевые законы, нормативно-правовые акты фактически связывают нас по рукам и ногам. Мы не всегда можем проявить инициативу, быстро открыть или перестроить учебный план и так далее.

    А это необходимо. Технологии развиваются очень быстро, при этом получить доступ к информации стало просто, как никогда. И если раньше университет давал человеку фундаментальные знания, то сегодня его нужно не столько пичкать информацией, а обучать креативности, умению решать уникальные сложные задачи и умению обучаться. Без изменения законодательства и административной практики это невозможно. Частные вузы могут приспособиться к новым реалиям быстрее и эффективнее. Но пока государство на них практически не обращает внимания в плане долгосрочной поддержки и развития.

    На одном из выступлений в Госдуме вы говорили о том, что есть много направлений образования, в которых частный сектор способен работать быстрее и лучше. Можете привести несколько примеров?

    Имран Акперов: Скажем, экспорт образования. Это вообще самый выгодный вид экспорта, который не только не требует никаких ресурсных затрат и может стать самым высокомаржинальным бизнесом, но еще сам себя рекламирует за рубежом. А отучившись в России, иностранный студент будет своим примером рекламировать российские вузы у себя на родине, добровольно привлекая все новых и новых "клиентов". В этом огромная польза и для имиджа страны, и для укрепления международного сотрудничества. Причем новые технологии позволяют проводить обучение дистанционно, через интернет, но сейчас в этой сфере много ограничений и бюрократических проволочек. Кроме того, частные вузы смогут успешнее привлечь частный капитал. Мы говорим о том, что образованию не хватает финансирования? Так позвольте частным инвестициям более свободно работать на этом поле.

    Что помимо либерализации законов вы предлагаете?

    Имран Акперов: Нужна комплексная поддержка государства. Это не только коррекция системы финансирования. Хотя сегодня, по нашему мнению, в России очень сильный перекос, когда частные вузы практически не получают финансовой поддержки, имея такую же аккредитацию на образовательную деятельность, как и государственные вузы. Необходима и инфраструктурная помощь. Очень показателен пример Татарстана, где в начале 2010-х был построен современный российский наукоград "Иннополис" - власти фактически передали местным вузам всю построенную инфраструктуру. Это уникальный опыт. Почему бы не распространить его по всей стране? Россия с ее относительно высоким уровнем образования населения и уникальной научной школой могла бы занять свою нишу на меняющемся рынке образовательных услуг.

    На мировой арене российские вузы не очень котируются, только одно или два учреждения периодически попадают в топ-100 высших учебных заведений планеты. Но вы говорите о мощной научной школе России. В чем, на ваш взгляд, причина такого несоответствия? И позволит ли изменение системы высшего образования повысить позиции российских вузов в мировых рейтингах?

    Имран Акперов: Полагаю, нам вообще не надо ставить повышение в рейтингах самоцелью, поскольку во многом эта система не является объективной. Я бы даже сказал, что чаще она используется ради извлечения определенных выгод ее составителями. Я не говорю, что мы не должны ориентироваться на мировые стандарты образования, но не стоит пытаться встроиться в эту систему, выступая на заведомо проигрышных позициях "вечного догоняющего". Есть много перспективных отраслей, в которых Российская научная школа действительно очень мощная: IT, "большие данные", квантовые технологии и так далее. Судите сами, Советский Союз в совершенно замкнутой, отгороженной от всего мира системе создал такое образование, которое позволило ему победить в мировой космической гонке и заложить лучшую в мире математическую и физическую школу. Только такой "асимметричный" подход способен вернуть нашей стране пальму первенства в мировом образовании.

    Поделиться