05.08.2018 09:00
    Поделиться

    Как проводят каникулы будущие бойцы элитных подразделений

    Летние оздоровительные лагеря с военно-спортивным уклоном начали появляться по всей стране как грибы после дождя.

    Как на войне

    ...На шоссе выскочили два автоматчика. Они перегородили дорогу плотному потоку машин в обе стороны. Движение застопорилось. По образовавшемуся коридору пробежала целая группа маленьких солдат. Совсем как настоящие: камуфляж, берцы, с ранцами-"эрдэшками" (рюкзаками десантника) за спиной и автоматами в руках. Издалека их можно было запросто спутать с какими-нибудь разведчиками. Только приглядевшись, можно было обратить внимание на чересчур маленький рост. Кто-то из водителей выскочил на улицу и собрался было снимать происходящее на телефон. Но бойцы быстро перебежали дорогу и растворились в лесу. Курсанты учебного центра вневойсковой подготовки "Каскад" осуществляли марш-бросок на 20 километров.

    Они еще школьники. И для них это не развлечение, не игра в "Казаки-разбойники". Это настоящий экзамен. Они готовились к нему полгода. По легенде учений задача группы - проникнуть на территорию противника и захватить штаб. Передвижение скрытное, поэтому при появлении любых объектов, которые могут рассекретить группу, тут же следует приказ немедленно спрятаться у обочины, заняв оборону.

    Все переговоры только по рации. Команды внутри ядра, головного и тылового дозора подаются знаками. Так принято в спецназе. И этому в "Каскаде" учат инструкторы курсантов. Они сами когда-то служили в Войсках специального назначения. Кто-то служил по контракту или тянул "срочку" в подразделениях спецназа ГРУ. Но это редкое исключение. Подавляющее большинство инструкторов прошли школу легендарного "Витязя".

    "Штаб противника" - на окраине деревни. То и дело по дороге проносятся автомобили дачников. Это "коробочки". Мужчина условно обозначается "карандашом", женщина "точилкой". Прятаться нужно при появлении любого из этих объектов. Так группы ходят в реальных условиях. Единственное отличие учебного задания от жизни - осматривать обочины на предмет возможных уловок не обязательно. На войне обочины могут быть заминированы. Кроме того, по ходу движения группы сбоку от дороги в паре десятков метров могут быть замаскированы мины МОН-50, которые способны уничтожить группу при ее попадании в зону поражения. Но определять возможные закладки курсанты не умеют. Да это и не нужно. При необходимости подобным секретам их обучат уже непосредственно в войсках. Это уже будет спецподготовка. Инструкторы могли бы обучить подопечных этим премудростям, но они давали подписку о неразглашении, поэтому учат подопечных только в рамках боевого устава.

    Меньше двух не собираться

    Любимая всеми школьниками гречневая каша, приготовленная в походной кухне, для курсантов "Каскада" давно не лакомство. На полевых выходах они питаются, как их братишки из "Витязя", и на привале с удовольствием потрошат сухие пайки. Их не нужно учить, как пользоваться сухим горючим или развести костер. Все это они умеют сами.

    Тут все как в армии, либо как на войне. Жизнь по распорядку, который составлен в соответствии с армейскими наставлениями и регламентами, а сон в настоящей армейской палатке на солдатских койках. Обязательная строевая подготовка и походы в столовую только строем и в ногу. Так принято в армии. Передвижения по территории лагеря строго по двое. Так принято уже на войне.

    "В условиях боевых действий военнослужащие ходят исключительно по двое", - этот инструктаж курсантам провели еще по прибытии. Мальчишки очень скоро его забыли и тут же были наказаны. Инструктор заметил курсанта с позывным "Минск", идущего утром из умывальника в одиночку. В качестве наказания в ближайшее свободное время весь лагерь искал по всей палатке этого самого "Минска", которого условно похитили диверсанты. Курсанты громко звали его, перерыли всю палатку. Громче всех "Минска" звал сам "Минск", так как по его вине товарищи так бездарно потратили перерыв, вместо того чтобы готовиться к следующему занятию. Эта игра подействовала безукоризненно. Кто-то отпросился в туалет. Получив разрешение, подросток было двинулся к выходу, как с места сорвался один из курсантов и попросился сопровождать товарища со словами: "А то в следующий раз еще и его искать будем".

    В группе захвата

    Это только одноклассники считают за счастье подержать автомат на каком-нибудь патриотическом стенде в рамках военного праздника. Для курсанта "Каскада" сборка-разборка и чистка оружия - каждый день. Каждый день у них "вскидки" - упражнения для стрельбы, которые отрабатываются в "Витязе". Отточенные движения бойцов подразделений специального назначения - это результат изнурительных тренировок и каждодневных "вскидок". Мало показать стойку и заучить ее. Боец должен отработать ее до автоматизма, чтобы срабатывала мышечная память.

    На выходных приехали самые любимые для курсантов инструкторы - действующие сотрудники подразделений специального назначения. Они всегда приезжают на пару дней. Надолго их не отпускает работа. За это короткое время спецназовцы обучают своих будущих сослуживцев движению в составе штурмовой группы. Определив щитовика, они выставляют четверку и отрабатывают движение группы захвата как единого организма. Показав и рассказав все нюансы зачистки небольшого строения, спецназовцы тут же дают задание войти в учебный класс. Пока шел инструктаж, сапер залез в комнату через окно и заминировал вход страйкбольной гранатой с горохом. Группа успешно вошла в коридор. Но когда щитовик начал открывать дверь, заряд сработал. Громкий хлопок. Инструкторы тут же определили раненого. Теперь его нужно было вынести, прикрывая от условного огня...

    Брошюра, парашют, жюри

    Пока старшие штурмовали учебный класс, младшая группа ползала под надзором медика. Он давал им основы военной медицины и учил вытаскивать раненых под огнем противника. В теоретической части инструктор уже объяснил, как осуществляется перевязка, куда нужно колоть препараты. Но это лишь первая часть медпомощи. Оказав ее, нужно вытащить раненого из-под обстрела. В реальных условиях это сделать не так-то просто. Ты не можешь встать в полный рост или положить бойца на носилки, потому что могут подстрелить. Приходится ползти, плотно прижимаясь к земле, а потом прятаться за ним во время перевязки. Вытащить товарища из зоны поражения ты можешь, только прикрываясь им. Иначе помощь понадобится обоим.

    Тем временем в Хабаровске готовилась к выезду смена в лагерь "Спецназ 2.0". Инструкторы готовили помещения для приема будущих спецназовцев. В программе заявленного военно-патриотического лагеря военная маскировка, парашютная подготовка, боевые искусства, альпинизм, основы доврачебной помощи и уставная жизнь лагеря с соблюдением дисциплины.

    В соседнем с Ярославской областью Ногинске в доме отдыха Минобороны России какая-то компания на начало августа запланировала выезд в свой заявленный военно-патриотическим лагерь. Из лагеря в ярославской глуши сложно судить, чему там планируют учить подростков. В программе заявлены горно-высотная и почему-то названная огнестрельной подготовка. Вообще по срочной службе, помнится, ее называли огневой, да и огнестрельным бывает лишь оружие.

    В случае с Ногинском вопрос возник к времени организации спортивных мероприятий. Там они запланированы с половины двенадцатого до часа дня. Вообще лучшее время для занятий спортом - утро и вечер. Эффективность занятий спортом в обеденное время существенно снижается. Ну и кроме того, горная подготовка предполагает высокий уровень физической выносливости. Чтобы подняться по веревке, ты должен уметь хорошо и много подтягиваться. Без этой базы горная подготовка превращается в чистую буффонаду. То же самое касается и лагеря в Хабаровске, где организаторы обещают научить детей основам альпинизма и скалолазания.

    К парашютной подготовке и вовсе большие вопросы. В хабаровский лагерь приглашают детей в возрасте от 10 лет. Зачем им парашютная подготовка, если они прыгать с куполом прямо сейчас не собираются? А прыжки прямо сейчас десятилетним подросткам противопоказаны из-за небольшого веса. Их же попросту унесет к черту на кулички.

    А в одном из лагерей в Москве и вовсе заявлено обучение деятельности по разминированию объектов.

    По минному полю

    Работая над этим материалом, корреспондент "РГ" нашел более десятка военно-патриотических лагерей, в которых родителям обещали обучить их детей минному делу. Вообще-то минное дело в быту называется терроризмом, и специалисты-взрывники находятся на особом контроле у спецслужб. Обещания обучить школьников взрывотехническим навыкам больше похожи на рекламный трюк. Но, судя по отзывам посетителей (если, конечно, это реальные отзывы), подобные лагеря пользуются у родителей большой популярностью, несмотря на высокую стоимость путевки, которая доходит порой почти до 50 тысяч за две недели. Это в пику более-менее серьезным лагерям, организацией которых занимаются именно военные профессионалы. Они не бросаются громкими фразами и не обещают дать основы скалолазания или минно-взрывного дела. В описании лишь сухие казенные фразы. А сама программа лагеря больше похожа на распорядок дня в воинской части, в которой перед отбоем указана вечерняя поверка (именно поверка, а не проверка), а занятия разбиты по часам, как рекомендуют наставления по организации занятий по боевой подготовке.

    Тренд цвета хаки

    Военная патриотика стала модным веянием. Различные компании ухватились за разрекламированный бренд патриотики и стали осваивать новое тематическое направление для оздоровительных лагерей.

    В качестве инструкторов начали приглашать бесхозных сержантов запаса, которые не сумели толком устроиться в жизни. Отдельные фирмы и вовсе позвали на эту работу вернувшихся с Донбасса добровольцев. Теперь на патриотике фирмачи часто зарабатывают деньги.

    Раньше было все по-другому. Военные лагеря организовывали преимущественно учебные центры. Чаще всего на общественных началах их открывали офицеры запаса, у которых после ухода на пенсию болела душа за будущее страны. И это были не летние лагеря, а настоящие учебные центры с круглогодичной подготовкой школьников к службе в армии.

    Тот же самый "Каскад" был основан в 1982 году на базе военно-спортивного клуба "Орленок". Тогда его целью была подготовка призывников к Афганистану. Каким-то чудом учебный центр сохранился после развала Советского Союза. Афганская специализация в "Каскаде" со временем переквалифицировалась под специфику отряда "Витязь". Сам центр до сих пор сохраняет традиции, заложенные еще в советское время. Теперь в качестве основной цели "Каскада" заявлена комплексная подготовка допризывной молодежи к службе в армии. Занятия там проводятся бесплатно.

    Летом родители, как правило, начинают искать, куда отправить своих детей на отдых. Многие из них подумывают об идее отправить сына или дочь в военно-спортивный лагерь и покупаются на дешевые рекламные трюки, в которых рекламщики обещают за две недели превратить подростка как минимум в супергероя. Как советуют военные специалисты, в таких случаях стоит учесть важный психологический момент. Серьезный профессионал очень точен в терминах. Он тщательно заботится о собственном реноме и никогда не будет обещать невозможного.

    Поделиться