Как известно, несколько лет назад руководство музея представило концепцию радикальной реконструкции дворца, признанного одним из величайших творений архитектора Карло Росси. Однако после многочисленных протестов градозащитников и экспертов пришлось отказаться от идеи разбивки внутренних дворов на этажи для увеличения внутреннего пространства, что предполагало вмешательство в конструкцию капитальных стен.
Два года назад, после того как проект был одобрен Министерством культуры РФ, городская прокуратура провела проверку и установила, что он фактически нарушает положения ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации", запрещающего капитальное строительство и изменение объемно-пространственных характеристик в границах памятника за исключением работ по сохранению исторического облика.
В итоге реконструкторам пришлось поумерить аппетиты. Впрочем, как сообщил "РГ" Владимир Гусев, многие планы до сих пор в силе. В музее по-прежнему собираются установить три лифта для маломобильных посетителей, оборудовать конференц-зал и превратить Сервизный двор в застекленный атриум с лекторием.
Однако сейчас работников музея беспокоят не сами планы по реконструкции, а методы их воплощения в жизнь. Авторы письма отмечают, что проект предполагает частичный переезд и уплотнение фондохранилища, при том что условия содержания уникальных экспонатов и картинных рам несопоставимы даже с условиями провинциальных музеев, а в рабочих помещениях отдела древнерусского искусства царит антисанитария.
- Иконы основного фонда в настоящее время имеют десять мест хранения, что совершенно недопустимо со всех точек зрения. Помещение основного фонда не реставрировалось 72 года, имеет протечки, - рассказывают авторы обращения. - Древнейшие иконы стоят на стеллажах, сколоченных в 1946 году из эвакуационных ящиков. В недавнее время была начата замена этих стеллажей силами столярной мастерской Русского музея, которая в сложившихся условиях продолжена не будет.
Кроме того, музейщики сетуют на то, что руководство ГРМ готово вкладываться в лифты и атриумы, но уже много лет не может обеспечить отдел древнерусского искусства новым оборудованием: "Назначенной Вами комиссией отдел древнерусского искусства был уведомлен, что изготовление оборудования начинать не планируется, поскольку средств на это нет. Таким образом, отдел древнерусского искусства, уже 72 года хранящий иконы основного фонда (XII-XVII вв.) в малопригодных условиях, так и не улучшит систему хранения".
Говоря о новом оборудовании, можно привести и другой пример. Недавно в Русском музее провели эффектную презентацию первой в стране мобильной лаборатории, способной просвечивать экспонаты, выявлять вторые слои картин, скрытые детали и дефекты любых экспонатов.
Таким образом можно исследовать самые большие полотна, которые порой просто не затащить в тесные лаборатории. Правда, по окончании презентации уникальных возможностей оборудование разобрали и увезли - оказалось, что лаборатория музею пока не принадлежит, ее еще только предстоит закупить, на что нужно 80 миллионов рублей.
- Не лучше ли начать приводить в исполнение текущие хранительские задачи, а не начинать осуществление проектов, сомнительных со всех точек зрения? - вопрошают авторы письма.
По словам одного из инициаторов прокурорской проверки двухгодичной давности градозащитника Павла Шапчица, в данном случае можно задуматься о нецелевом расходовании средств.
- Не очень понятно, ради чего это все делается. Есть множество способов потратить деньги, помимо попыток улучшить архитектуру Росси. Не так давно удалось отстоять Конюшенное ведомство, расположенное в пяти минутах ходьбы от Михайловского дворца. Почему не воплотить там все грандиозные задумки? Устроить и атриум, и конференц-зал, и лектории, и помещения сдавать под выставки, - отмечает Шапчиц. - Вместо этого предлагается подвергнуть здание кардинальным, возможно, необратимым изменениям (что противоречит тому же ФЗ-73) ради стеклянной крыши и лифтов, необходимость которых неочевидна при существующих подъемниках.
А так может получиться как с принадлежащим Русскому музею Летним садом, где уничтожили все следы пушкинской эпохи, а петровскую так и не воссоздали, предложив вместо него обычный новодел.
В марте этого года Главгосэкспертиза вынесла положительное заключение по проекту реконструкции Михайловского дворца. Работы в Сервизном дворе должны начаться 1 декабря 2018 года и завершиться к 1 марта 2020-го. Общая стоимость проекта оценивается в 20 миллионов долларов, из которых 2,5 миллиона выделяет Всемирный банк.
Оставшуюся сумму погасит федеральный бюджет. На время реконструкции музей закрываться не будет, хотя залы Репина, Поленова, Мясоедова и Маковского окажутся временно недоступны. Зал Сурикова закрывать не будут.
Тем временем на имя главы петербургского КГИОП Александра Макарова направлен депутатский запрос о соответствии проекта нормам федерального законодательства об охране памятников. Аналогичный запрос готовится в адрес директора Русского музея.