В Петербург вернули картину "Казнь заговорщиков в России"

В Музее политической истории России открыли выставку одной картины. Полотно Василия Верещагина "Казнь заговорщиков в России" имеет драматическую судьбу.

Написанная в 1884-1885 годах, картина является частью цикла "Трилогия казней". В него входят еще два монументальных полотна: "Распятие на кресте у римлян" (1887, Бруклинский музей, США) и "Подавление индийского восстания англичанами" (около 1884, местонахождение неизвестно).

Этот триптих, написанный великим баталистом в период его путешествий в Сирию и Палестину, отражает отношение художника к смертной казни как к жестокому и бесчеловечному акту убийства. "Казнь заговорщиков в России" изображает сцену повешения народовольцев, организаторов убийства Александра II.

Софья Перовская, Андрей Желябов, Николай Кибальчич, Николай Рысаков и Тимофей Михайлов были казнены 3 апреля 1881 года на Семёновском плацу в Петербурге. По воспоминаниям современников, Верещагин, хотя и не сочувствовал народовольцам из-за их методов ведения борьбы, был возмущен.

Сам автор так описывал свою картину: "Перед нашими глазами холодный северный зимний день. Масса народа столпилась на одной из петербургских площадей, протискиваясь к виселице; ее напор сдерживают жандармы верхами... Преступник, окутанный белым саваном, с капюшоном поверх головы, только что был повешен и еще кружится на веревке, а народ стоит в немом изумлении от ужаса перед поучительным зрелищем. Только один грубый голос поднялся из толпы: "Да поделом им!" Но слова эти тотчас были заглушены несколькими женскими голосами: "Разве можно так говорить? Теперь не нам судить его. Пусть его судит Всемогущий Бог!" А в это время снег продолжает падать, из фабрик поднимается к небу дым, работа продолжает идти своим порядком".

Впервые эта картина экспонировалась на персональной выставке Верещагина в Вене в 1885 году под названием "Повешение". Примечательно, что и само полотно, и его репродукции были запрещены к ввозу в Российскую империю. В1891 году картина была продана на аукционе, и, пройдя через несколько рук, куплена проживающим в России французским подданным Левитоном, которому удалось привезти ее в Петербург. У Левитона картину отобрала полиция - после Февральской революции газета "Русское слово" поведала читателям об этой секретной операции. В итоге полотно оказалось в Государственном музее Революции (ныне - Музей политической истории России). Сюда картина поступила в 1921 году и экспонировалась в разделе по истории народничества до 1977 года, после чего более 40 лет не выставлялась.

В прошлом году полотно было передано Третьяковской галерее для реставрации и участия в выставке, посвященной 175-летию Василия Верещагина. Сейчас оно возвращено домой в отреставрированном виде.