- Перенести классический балет на берег Байкала? Почему нет? Балет под открытым небом - достаточно смелый эксперимент. На мой взгляд, получилось очень интересно, действие спектакля органично вписалось в природный ландшафт… Понятно, что исполнить "Лебединое озеро" под открытым небом, - не то же самое, что на сцене. Есть технические нюансы, в том числе - связанные с декорациями, - но это все решаемо.
Скажем, сцена появления Злого гения - в театре при этом луч света выхватывает фигуру актера из тьмы посреди клубов дыма - в естественных условиях получилась куда менее драматичной, даже будничной. А артистам также было непросто. Держать апломб при крепком боковом ветре, когда пачка становится парусом, или координировать перемещения в групповых сценах, когда глаза слепит солнце - серьезное испытание. Но танцоры справились блестяще. Зигфрид был убедителен в своем величии, а Одетта сорвала аплодисменты знаменитым фуэте.
Открытое пространство дает новые возможности, придает масштаб происходящему на сцене. Это бесконечное небо, эта водная гладь, дремучие леса - вся энергетика, атмосфера места работают на актера, а зрителей располагают к созерцанию прекрасного, к размышлению. Это, возможно, не классический балет, это, скорее, шоу в формате "балет плюс нечто еще". Но мы сохранили классическую хореографию Петипа, не изменили ни одного движения. А уже окружение привнесло в ее восприятие новизну и свежесть.
А вот если взять шире, если говорить не только о сцене, но и о жизни, то у нас с декорациями просто беда. Мы ездим по миру - были и в Америке, и в Европе, и в Азии. И по России мы много гастролируем. Есть с чем сравнивать. Иркутск, кстати, порадовал - много новостроек, зелени, Байкальский тракт сделан отлично. Но тоже есть еще, где руку приложить. Почему так? Не могу понять. Что сложного в том, чтобы навести вокруг порядок? Видимо, прав был профессор Преображенский: разруха - она в головах. Нам почему-то надо сначала "разрушить до основания" - но что можно построить на обломках? Возьмите любое авангардное направление - вы увидите, что оно выросло из классики, это новая ее интерпретация. Когда во всех сегодняшних бедах России винят Советский Союз, мне непонятно - почему? Ведь все, что мы сегодня имеем, создано как раз в те времена… Почему мы должны стыдиться прошлого? Мне за свое совсем не стыдно. За 20 лет я "Росконцерту" с зарубежных гастролей привез два миллиона долларов. Я не положил их себе в карман - я их отдал в государственную казну. А теперь, когда я прошу у государства денег на строительство здания театра для "Русского балета", мне говорят, что денег нет…
Музыка - это главное, она начало начал, основа основ. Любой балетный спектакль начинается с музыки, в ней все - и образы, и сюжет, и хореография…
Сколько себя помню, музыка со мною всегда, с самого детства. Мама была очень музыкальна - прекрасно играла на аккордеоне, напевала. Это были песни военных лет и послевоенного времени - они с отцом оба воевали. Мама до Берлина дошла, отец ранен был и встретил Победу в госпитале… Потом, во время учебы в хореографическом училище, я познакомился с классикой - понятно, что прежде всего, с балетной. Потом пришел черед опер и симфоний- мне были понятны их глубина и многогранность… При этом никаких "табу" в этом отношении у меня не было и нет - кто-то презрительно отзывается о современной эстраде и морщит нос - "фи, попса!" - а я считаю, раз появилось, значит, пусть будет. Останется в памяти или канет в небытие - время покажет. То же касается и джаза, и других музыкальных направлений. Ведь почему классика вечна? Эти произведения были новаторскими и в чем-то даже очень смелыми для своего времени, они несут на себе отпечаток своей эпохи - но есть в них что-то, что делает их бессмертными, созвучными многим и многим поколениям… Из балетных композиторов мне ближе всего Чайковский. В его музыке все, чем жива душа русского человек. Неслучайно организаторы зарубежных гастролей всегда просят привезти "русскую триаду" - "Лебединое озеро", "Щелкунчика" и "Спящую красавицу"…
А еще я музыку вижу. Хореографический номер, а иногда и целый спектакль, причем ярко, в подробностях, с костюмами и декорациями. Многие вещи в репертуаре "Русского балета" появились именно так. Скажем, "Мужчины и Женщина". Я просто увидел эту историю: вот робкий юноша, не знающий, с какой стороны к ней подойти, и оставленный ею ради страстного любовника, который делает с ней, что хочет, и, в конце концов, бросает ее, и вот друг, который поднимает женщину, заключает в надежные объятия, и ей спокойно и хорошо…
И вот это все вместе и есть - музыка моей жизни, и творческой, и личной…
Совершенно случайно, в числе трех счастливчиков, я попал в хореографическое училище. Занимался самозабвенно. Был момент - показалось, что объем икр у меня недостаточный. И вот, чтобы их накачать, я стал прыгать. Намечу себе цель и прыгаю до нее. Пот градом, мысль в голове только одна -допрыгнуть бы… Или на песке прыжки. Пробовали когда-нибудь на песке прыгать? Ноги-то проваливаются! А у меня к тому же мешочек на плечах. такой немаленький - с песком - и я все прыгаю…
Потом был Большой театр. Путь от артиста кордебалета до исполнителя сольных партий я преодолел довольно быстро - сказались и те самые тренировки, и амбиции (я не стесняюсь говорить об этом), и желание выразить себя.
Знаете, что было самым главным? Не победы в престижных конкурсах, не высокие награды, не лестные рецензии. Главным было - выходить на сцену, заряжаться от публики… А бывало такое, что в репертуаре стояло всего два спектакля в месяц. Гастроли, конечно, позволяли танцевать больше. Правда, я был то "выездным", то "невыездным"... Это не было следствием каких-то интриг или травли - нет, люди просто делали свою работу, как ее понимали.
В моей жизни "Русский балет" появился случайно. Я в то время много гастролировал, преподавал, это был такой напряженный и насыщенный период. И тут мне звонит Ирина Викторовна Тихомирова, с которой нас связывали давние теплые отношения, и которая была к тому времени уже тяжело больна. "Слава, - попросила она, - возьми моих ребят. Это дело моей жизни, мне не хочется, чтобы оно умерло вместе со мной". Я колебался. Не мог понять, зачем мне это - и отказать Ирине Викторовне тоже не мог. Ситуация разрешилась довольно неожиданно. Как-то я зашел в гости к своему другу - у него в доме собирался весь танцевальный мир - и спросил совета. "Бери, - тут же сказал он. - Ни у кого своего коллектива нет - а у тебя будет!" И я понял, что он абсолютно прав. На тот момент в стране было по-настоящему известных балетных театров раз-два и обчелся: Большой и Музтеатр имени Станиславского в Москве, Мариинский в Санкт-Петербурге. Да еще - "Классический балет" Касаткиной и Васильева.
В той первой труппе было всего 16 человек, и звездами их назвать было трудно. Стал делать с ними номера, исходя из имеющихся возможностей. А кто сказал, что так нельзя? Пользуясь авторитетом и связями, я устраивал "Русскому балету" гастроли - приглашал ведущих солистов балета, добавлял несколько своих номеров - и публика рукоплескала. Нередко молодых танцовщиков принимали даже более радушно, чем всемирно известных звезд. Это было свежо, интересно, необычно. В концертном номере что важно? Образ, сюжет, эмоция. Все это было. А технику мы постепенно подтянули. Ежедневные занятия у станка, репетиции… Я сам каждое утро приходил в класс - чтобы они видели меня, а я - их. В этом отношении с тех пор мало что изменилось…
В общем, считаю, жизнь удалась. Только время летит как-то невероятно быстро. Мне 70. Семьдесят! А еще столько планов, столько идей. Школу искусств строю - прямо на своем дачном участке. Успеть бы…
Это очень разные и очень сильные чувства - любовь, жажда свободы, отчаяние... Без этого невозможно. Партия в балете - это не набор движений, это выражение эмоции через танец. Что касается дуэтов, по словам моих партнерш, а среди них - известнейшие солистки Большого театра - им со мною было комфортно. И это высшая похвала. Я считаю, если в дуэте, что-то не выходит, всегда виноват партнер. Потому что здесь главное - не себя показывать - а чтобы партнерше было удобно. Собственно, это всяких отношений касается. Другого человека ведь не переделать, заново не перекроить. А постоянно ссориться - какой смысл? Единственное, с чем не готов мириться, чего не могу простить, - предательства. Сразу ставлю крест на отношениях, человек просто перестает для меня существовать. Так вышло, к сожалению, с Надеждой Павловой, еще с несколькими людьми, прежде близкими…
Все остальное стоит воспринимать философски. Вот дочка у меня - могла бы быть блистательной балериной. Природные данные великолепные. Она у меня пятилетней крохой на полупальцах 32 фуэте крутила! Какие поддержки мы с ней делали!
Отвел в училище. И тут началось: "Папа, у меня ножки болят!" Пробовал объяснять, что без болезненного преодоления себя нет танца, что так надо. Нет, она свое: "ножки болят!", и все тут! Ну, подумал, больным в балете не место… Не стал настаивать. Она выбрала международную экономику - и ни о чем не жалеет. И я счастлив.
С сыном похожая история - он музыкальный очень мальчик. Увидел однажды Зубина Мету, решил - "дирижировать!" Очень точно все движения повторял. Ну, все ясно - дорога в музыкальную школу. Но он там заскучал. Однажды говорит мне: давай я тебе буду левой рукой дирижировать, а правой играть? Я ему: а наоборот можешь? Он задумался на секунду. Так это, говорит, еще легче! 23 года ему сейчас, ищет себя. У него своя музыкальная группа, и он этим живет. И пусть.
Невозможно осуществить больше того, что тебе уготовано судьбой. В последнее время я стал фаталистом и считаю, что у каждого своя судьба, которая порой дарит счастливые моменты, порой грустные, одаривает праздниками, большими удачами.
В том же "Лебедином озере" есть два варианта финала: в одном разбушевавшаяся стихия поглощает Одетту и Зигфрида, в другом - торжествует любовь, злые чары разрушены, влюбленные соединены. И для меня существует только вот этот, второй вариант. Все, чего я хочу, - чтобы все было по любви. Без этого не возможны ни хореография, ни жизнь.
Вячеслав Гордеев - звезда мирового балета, балетмейстер, хореограф, педагог, организатор… Более двадцати лет - с 1968 по 1989 - он был солистом Большого, более десяти из них - в замечательном дуэте с выдающейся балериной Надеждой Павловой. В прессе их называли "надежда и слава русского балета". В расцвете своей славы - в 1981 году - он дебютировал как балетмейстер, чуть позже возглавил небольшой коллектив классического балета, из которого постепенно вырос Московский государственный театр "Русский балет".
3 августа народный артист СССР Вячеслав Гордеев отмечает свое 70-летие и 50 лет творческой деятельности.