03.08.2018 10:00
Поделиться

Знаменитому танцовщику и хореографу Вячеславу Гордееву исполнилось 70 лет

С руководителем Московского областного государственного театра "Русский балет" народным артистом СССР Вячеславом Гордеевым мы встретились на берегу Ангары. Там, на территории музея "Тальцы", его театр под открытым небом показал иркутянам балет "Лебединое озеро". Разговор начался сразу после спектакля. Маэстро был еще под впечатлением выступления артистов и реакции зрителей. И естественно, речь пошла о спектакле, о том, что происходит на сцене и за кулисами, о жизни.

О балете под открытым небом

- Перенести классический балет на берег Байкала? Почему нет? Балет под открытым небом - достаточно смелый эксперимент. На мой взгляд, получилось очень интересно, действие спектакля органично вписалось в природный ландшафт… Понятно, что исполнить "Лебединое озеро" под открытым небом, - не то же самое, что на сцене. Есть технические нюансы, в том числе - связанные с декорациями, - но это все решаемо.

Скажем, сцена появления Злого гения - в театре при этом луч света выхватывает фигуру актера из тьмы посреди клубов дыма - в естественных условиях получилась куда менее драматичной, даже будничной. А артистам также было непросто. Держать апломб при крепком боковом ветре, когда пачка становится парусом, или координировать перемещения в групповых сценах, когда глаза слепит солнце - серьезное испытание. Но танцоры справились блестяще. Зигфрид был убедителен в своем величии, а Одетта сорвала аплодисменты знаменитым фуэте.

Открытое пространство дает новые возможности, придает масштаб происходящему на сцене. Это бесконечное небо, эта водная гладь, дремучие леса - вся энергетика, атмосфера места работают на актера, а зрителей располагают к созерцанию прекрасного, к размышлению. Это, возможно, не классический балет, это, скорее, шоу в формате "балет плюс нечто еще". Но мы сохранили классическую хореографию Петипа, не изменили ни одного движения. А уже окружение привнесло в ее восприятие новизну и свежесть.

А вот если взять шире, если говорить не только о сцене, но и о жизни, то у нас с декорациями просто беда. Мы ездим по миру - были и в Америке, и в Европе, и в Азии. И по России мы много гастролируем. Есть с чем сравнивать. Иркутск, кстати, порадовал - много новостроек, зелени, Байкальский тракт сделан отлично. Но тоже есть еще, где руку приложить. Почему так? Не могу понять. Что сложного в том, чтобы навести вокруг порядок? Видимо, прав был профессор Преображенский: разруха - она в головах. Нам почему-то надо сначала "разрушить до основания" - но что можно построить на обломках? Возьмите любое авангардное направление - вы увидите, что оно выросло из классики, это новая ее интерпретация. Когда во всех сегодняшних бедах России винят Советский Союз, мне непонятно - почему? Ведь все, что мы сегодня имеем, создано как раз в те времена… Почему мы должны стыдиться прошлого? Мне за свое совсем не стыдно. За 20 лет я "Росконцерту" с зарубежных гастролей привез два миллиона долларов. Я не положил их себе в карман - я их отдал в государственную казну. А теперь, когда я прошу у государства денег на строительство здания театра для "Русского балета", мне говорят, что денег нет…

О поп-музыке

Музыка - это главное, она начало начал, основа основ. Любой балетный спектакль начинается с музыки, в ней все - и образы, и сюжет, и хореография…

Сколько себя помню, музыка со мною всегда, с самого детства. Мама была очень музыкальна - прекрасно играла на аккордеоне, напевала. Это были песни военных лет и послевоенного времени - они с отцом оба воевали. Мама до Берлина дошла, отец ранен был и встретил Победу в госпитале… Потом, во время учебы в хореографическом училище, я познакомился с классикой - понятно, что прежде всего, с балетной. Потом пришел черед опер и симфоний- мне были понятны их глубина и многогранность… При этом никаких "табу" в этом отношении у меня не было и нет - кто-то презрительно отзывается о современной эстраде и морщит нос - "фи, попса!" - а я считаю, раз появилось, значит, пусть будет. Останется в памяти или канет в небытие - время покажет. То же касается и джаза, и других музыкальных направлений. Ведь почему классика вечна? Эти произведения были новаторскими и в чем-то даже очень смелыми для своего времени, они несут на себе отпечаток своей эпохи - но есть в них что-то, что делает их бессмертными, созвучными многим и многим поколениям… Из балетных композиторов мне ближе всего Чайковский. В его музыке все, чем жива душа русского человек. Неслучайно организаторы зарубежных гастролей всегда просят привезти "русскую триаду" - "Лебединое озеро", "Щелкунчика" и "Спящую красавицу"…

А еще я музыку вижу. Хореографический номер, а иногда и целый спектакль, причем ярко, в подробностях, с костюмами и декорациями. Многие вещи в репертуаре "Русского балета" появились именно так. Скажем, "Мужчины и Женщина". Я просто увидел эту историю: вот робкий юноша, не знающий, с какой стороны к ней подойти, и оставленный ею ради страстного любовника, который делает с ней, что хочет, и, в конце концов, бросает ее, и вот друг, который поднимает женщину, заключает в надежные объятия, и ей спокойно и хорошо…

И вот это все вместе и есть - музыка моей жизни, и творческой, и личной…

Об объеме икр

Совершенно случайно, в числе трех счастливчиков, я попал в хореографическое училище. Занимался самозабвенно. Был момент - показалось, что объем икр у меня недостаточный. И вот, чтобы их накачать, я стал прыгать. Намечу себе цель и прыгаю до нее. Пот градом, мысль в голове только одна -допрыгнуть бы… Или на песке прыжки. Пробовали когда-нибудь на песке прыгать? Ноги-то проваливаются! А у меня к тому же мешочек на плечах. такой немаленький - с песком - и я все прыгаю…

Потом был Большой театр. Путь от артиста кордебалета до исполнителя сольных партий я преодолел довольно быстро - сказались и те самые тренировки, и амбиции (я не стесняюсь говорить об этом), и желание выразить себя.

Знаете, что было самым главным? Не победы в престижных конкурсах, не высокие награды, не лестные рецензии. Главным было - выходить на сцену, заряжаться от публики… А бывало такое, что в репертуаре стояло всего два спектакля в месяц. Гастроли, конечно, позволяли танцевать больше. Правда, я был то "выездным", то "невыездным"... Это не было следствием каких-то интриг или травли - нет, люди просто делали свою работу, как ее понимали.

Почему долго не хотел открывать свой театр

В моей жизни "Русский балет" появился случайно. Я в то время много гастролировал, преподавал, это был такой напряженный и насыщенный период. И тут мне звонит Ирина Викторовна Тихомирова, с которой нас связывали давние теплые отношения, и которая была к тому времени уже тяжело больна. "Слава, - попросила она, - возьми моих ребят. Это дело моей жизни, мне не хочется, чтобы оно умерло вместе со мной". Я колебался. Не мог понять, зачем мне это - и отказать Ирине Викторовне тоже не мог. Ситуация разрешилась довольно неожиданно. Как-то я зашел в гости к своему другу - у него в доме собирался весь танцевальный мир - и спросил совета. "Бери, - тут же сказал он. - Ни у кого своего коллектива нет - а у тебя будет!" И я понял, что он абсолютно прав. На тот момент в стране было по-настоящему известных балетных театров раз-два и обчелся: Большой и Музтеатр имени Станиславского в Москве, Мариинский в Санкт-Петербурге. Да еще - "Классический балет" Касаткиной и Васильева.

В той первой труппе было всего 16 человек, и звездами их назвать было трудно. Стал делать с ними номера, исходя из имеющихся возможностей. А кто сказал, что так нельзя? Пользуясь авторитетом и связями, я устраивал "Русскому балету" гастроли - приглашал ведущих солистов балета, добавлял несколько своих номеров - и публика рукоплескала. Нередко молодых танцовщиков принимали даже более радушно, чем всемирно известных звезд. Это было свежо, интересно, необычно. В концертном номере что важно? Образ, сюжет, эмоция. Все это было. А технику мы постепенно подтянули. Ежедневные занятия у станка, репетиции… Я сам каждое утро приходил в класс - чтобы они видели меня, а я - их. В этом отношении с тех пор мало что изменилось…

В общем, считаю, жизнь удалась. Только время летит как-то невероятно быстро. Мне 70. Семьдесят! А еще столько планов, столько идей. Школу искусств строю - прямо на своем дачном участке. Успеть бы… 

О музыкальной группе сына

Это очень разные и очень сильные чувства - любовь, жажда свободы, отчаяние... Без этого невозможно. Партия в балете - это не набор движений, это выражение эмоции через танец. Что касается дуэтов, по словам моих партнерш, а среди них - известнейшие солистки Большого театра - им со мною было комфортно. И это высшая похвала. Я считаю, если в дуэте, что-то не выходит, всегда виноват партнер. Потому что здесь главное - не себя показывать - а чтобы партнерше было удобно. Собственно, это всяких отношений касается. Другого человека ведь не переделать, заново не перекроить. А постоянно ссориться - какой смысл? Единственное, с чем не готов мириться, чего не могу простить, - предательства. Сразу ставлю крест на отношениях, человек просто перестает для меня существовать. Так вышло, к сожалению, с Надеждой Павловой, еще с несколькими людьми, прежде близкими…

Все остальное стоит воспринимать философски. Вот дочка у меня - могла бы быть блистательной балериной. Природные данные великолепные. Она у меня пятилетней крохой на полупальцах 32 фуэте крутила! Какие поддержки мы с ней делали!

Отвел в училище. И тут началось: "Папа, у меня ножки болят!" Пробовал объяснять, что без болезненного преодоления себя нет танца, что так надо. Нет, она свое: "ножки болят!", и все тут! Ну, подумал, больным в балете не место… Не стал настаивать. Она выбрала международную экономику - и ни о чем не жалеет. И я счастлив.

С сыном похожая история - он музыкальный очень мальчик. Увидел однажды Зубина Мету, решил - "дирижировать!" Очень точно все движения повторял. Ну, все ясно - дорога в музыкальную школу. Но он там заскучал. Однажды говорит мне: давай я тебе буду левой рукой дирижировать, а правой играть? Я ему: а наоборот можешь? Он задумался на секунду. Так это, говорит, еще легче! 23 года ему сейчас, ищет себя. У него своя музыкальная группа, и он этим живет. И пусть.

О судьбе

Невозможно осуществить больше того, что тебе уготовано судьбой. В последнее время я стал фаталистом и считаю, что у каждого своя судьба, которая порой дарит счастливые моменты, порой грустные, одаривает праздниками, большими удачами.

В том же "Лебедином озере" есть два варианта финала: в одном разбушевавшаяся стихия поглощает Одетту и Зигфрида, в другом - торжествует любовь, злые чары разрушены, влюбленные соединены. И для меня существует только вот этот, второй вариант. Все, чего я хочу, - чтобы все было по любви. Без этого не возможны ни хореография, ни жизнь.

Справка "РГ"

Вячеслав Гордеев - звезда мирового балета, балетмейстер, хореограф, педагог, организатор… Более двадцати лет - с 1968 по 1989 - он был солистом Большого, более десяти из них - в замечательном дуэте с выдающейся балериной Надеждой Павловой. В прессе их называли "надежда и слава русского балета". В расцвете своей славы - в 1981 году - он дебютировал как балетмейстер, чуть позже возглавил небольшой коллектив классического балета, из которого постепенно вырос Московский государственный театр "Русский балет".

3 августа народный артист СССР Вячеслав Гордеев отмечает свое 70-летие и 50 лет творческой деятельности.