Драматической основой спектакля стала книга известного архитектора Рема Колхаса "Нью-Йорк вне себя". Автор сценической версии Анна Ильдатова выбрала из нее наиболее выразительные куски и заменила нью-йоркские названия петербургскими. И оказалось, что Заячий остров, на котором расположена Петропавловская крепость, вполне может считаться Кони-Айлендом, Васильевский - Манхэттеном, а Западный скоростной диаметр - Бруклинским мостом.
В сущности, спектакль устроен как привычная теплоходная прогулка. И главный актер в ней - экскурсовод. Наталья Смирнова, одна из четырех наиболее опытных петербургских гидов, принявших участие в этом проекте, весьма успешно справилась со своей ролью. Поначалу все вообще выглядит так, будто компания друзей собралась на увеселительную прогулку, кто-то захватил с собой книгу Колхаса и зачитывает из нее вслух отдельные места, нарочно, для смеху, меняя названия на те, мимо которых проплывает. И оказывается, что Васильевский остров, как и Манхэттен с его "решеткой улиц" действительно стал "своеобразной лабораторией по производству искусственной среды". А Лахта-центр, так похожий по своей сути на Эмпайр-Стейт-Билдинг, - небоскребом, назначение которого - просто быть.
"Сначала мы должны признать небоскреб как данность, а потом уже подумать, как сделать его полезным и приятным", - пишет Рем Колхас про этот нью-йоркский фетиш, а наша публика, естественно, тут же вспоминает про битвы градозащитников с застройщиками, которые все никак не могли найти место этому гиганту.
Колхас исследовал "новый вид урбанизма как заговор фантастики против реальности". Откровенно говоря, именно таким, абсолютно футуристическим, выглядит и современный Санкт-Петербург с самой западной оконечности Крестовского острова: новый стадион, мосты и развязки, жилые многоэтажки вдали. Насколько уютно существовать в таком пейзаже человеку?
Мартин Шик признается, что для первоначального участия в "Точке доступа" у него были другие планы. Однако, после того, как он неделю пожил в Санкт-Петербурге, пообщался с его жителями, понял: проблемы взаимоотношения человека и мегаполиса, личности и пространства вокруг нее показались ему гораздо более актуальными. Колхас в своей книге называет архитектуру религией Нью-Йорка - точно так же можно сказать и о петербуржцах. Каждый из его жителей подсознательно ощущает себя частью великого музея, то есть немного - деталью культурной памяти. Оттого так яростны битвы градозащитников за каждый фрагмент архитектурного наследия, так придирчивы оценки градостроительных новаций. Вполне по Колхасу: зодчие превратили всех горожан в членов жюри архитектурных конкурсов. И заставили существовать облик города по законам костюмированного бала.
Такой бал, к слову сказать, на борту теплохода нам тоже демонстрируют: участники спектакля представляют "архитектурный балет", в который будто бы пустились Эрмитаж и Петропавловка, Спас-на-Крови и ЖК "Монблан"…
"Мы нарочито нагнетали абсурд, сумасшедшинку, чтобы из столкновения с академичностью Санкт-Петербурга высечь новые смыслы,- говорят авторы спектакля. - Ведь любой мегаполис помимо очевидных плюсов для его жителей, несет и проблемы. Главная, из которых заключается в том, что чем больше город, тем меньше он принадлежит людям".
Очеловечить пространство, наполнить его теплом и юмором - наверное, одна из главных задач, которую пытается решить этот спектакль.