Максимов: Великий педагог Ушинский был против домашних заданий

Конечно, можно сказать: "Подумаешь, у кого там чего происходит... Пусть себе! У нас - собственная гордость, мы идем своим неясным, но прекрасным путем". Можно так? Только неправильно это будет.

Во-первых, чужой опыт - это возможность поумнеть, не набивая шишек. Во-вторых, просто любопытно: как там у них и что? Когда я читаю лекции про проблемы образования, не было случая, чтобы меня не спросили: а как у них с этим или с тем?

Короче. Министерство просвещения Израиля выпустило внутренний циркуляр, запрещающий преподавателям наказывать учеников за невыполненное домашнее задание. Также рекомендовано вообще воздержаться от домашних заданий или сильно их сократить.

Еще до выхода этого циркуляра я узнал от израильской учительницы английского языка, что в этой стране, оказывается, не вызывают детей к доске. "Но как же у вас проверяют знания?" - спросил я. "А у вас? - по местной привычке ответила учительница вопросом на вопрос. - Сколько человек может спросить учитель во время урока? Четыре? Пять? В классе - сорок. Вы считаете, что таким образом проверили знания? Вряд ли... А вот фраза: "К доске пойдет отвечать..." и - палец скользит по журналу... Это все, безусловно, порождает страх..."

Я не нашелся, что ответить.

Я уже много раз писал, в том числе и на страницах столь мною уважаемой "Российской газеты": педагогика, на мой взгляд, не является наукой уже хотя бы потому, что открытия великих педагогов прошлого мало кому известны, и уж совсем мало кем используются.

Знаете ли вы, что великий педагог Константин Ушинский был категорически против домашних заданий?

Знаете ли, например, вы, что великий педагог, основатель российской научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский был категорически против домашних заданий? В относительно недавно изданной книге Ушинского "Воспитать ребенка как?" есть целая глава, которая прямо так и называется "О вреде заданий на дом".

"Задача уроков на дом и вследствие того возложение почти всего труда учения на одних учащихся есть одно из наибольших зол, одолевающих наши русские училища", - пишет гений педагогики.

Почему? А вот почему: "Одна из главнейших задач первоначального учения - приучить дитя по возможности долго и сильно сосредоточивать свое внимание на изучаемом предмете; достичь же этого возможно, только заставляя дитя учиться при себе, или, лучше сказать, уча его уроку".

Ушинский считал, что школа должна научить ребенка учиться. Что это значит? Учиться - получать знания, которые пригодятся в дальнейшей жизни, а не зубрить. Вред домашнего задания именно в том, что оно приучает ребенка не к осмыслению, а к зубрежке.

Вообще главная проблема и родителей, и школы во взаимоотношении с детьми состоит в том, что взрослые не понимают: дети - это люди. То есть не некие существа, которые готовятся жить, а люди, живущие здесь и сейчас. И то, что неприятно и противно взрослым, также неприятно и противно детям. Например, взрослые больше всего на свете не любят, когда их воспитывают. Уверяю вас, то же самое относится к детям.

Каждый из нас хоть раз в жизни слышал эдакий вдох приятеля: "Столько работы! Пришлось даже на дом взять". Или жены приятеля: "Мой столько работает, даже дома не может оторваться от дел". Понимаете, какая история? "Домашнее задание" для взрослого - неприятное исключение. Домашнее задание для ребенка - норма на протяжении одиннадцати лет!

Мне могут возразить: а как же тогда проверить знания дитятки? И тут мы подходим к главному - к философии нашего образования. Ведь у любого дела, у любого поступка существует своя философия, другими словами, ответ на вопрос "Зачем?" Все, что мы делаем, мы делаем зачем-то. Другой вопрос: осознанно или нет? Но это другой вопрос...

Зачем учатся наши дети? Для оценки. Для учителей и родителей, но никак не для себя. И это самое печальное, что есть в нашей системе образования. На протяжении многих лет наши дети, увы, не занимаются пристальным поиском призвания, не занимаются тем, чтобы научиться учиться - то есть получать необходимые для жизни знания. У них иное дело: получить пятерку, чтобы не ругали родители.

Нынче всерьез и страстно стали обсуждать возможность поменять пятибалльную систему оценок на, например, десяти- или двенадцатибалльную! Ах, до чего мы любим обсуждать, как оценивать знания (вспомним пресловутый ЕГЭ), и сколь осторожно говорим о том, как знания давать.

Школа и родители подчас так "завоспитывают" ребенка, что он представляется себе никчемным существом

Убежден: нет родителя, который бы не вспоминал с ужасом, как загонял свое чадо делать уроки, а потом проверял, что получилось. Что такое сегодня домашнее задание? Либо списывание из всяких решебников или из интернета. Либо зубрежка. В реальности, на мой взгляд, никакого отношения к закреплению знаний все это не имеет.

"Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нем преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая человеку при всяком деле". Это все тот же Ушинский.

Я прекрасно понимаю, что ни оценки, ни домашнее задание, во всяком случае, в ближайшее время не отменят. Потому-то так важно родителям понимать наказуемую бессмысленность и того, и другого и поддерживать в своем чаде уверенность в себе. Школа и родители подчас так "завоспитывают" ребенка, что он представляется сам себе никчемным и бессмысленным существом, созданным для того лишь, чтобы портить жизнь всем окружающим. Неплохо бы помнить об этом, когда вы подзатыльниками загоняете свое чадо делать домашнее задание...