Ассоциация продавцов детских игрушек Швеции призвала приостановить продажу детских игрушек, которые можно перепутать с реальным оружием. Как подчеркивает пресс-служба Ассоциации, речь идет о "настоятельной рекомендации, окончательное решение принимать каждому отдельному члену самостоятельно".
Скандал вокруг муляжей огнестрельного оружия начался в стране на прошлой неделе. Около четырех часов утра в четверг 2 августа в отделение шведской полиции поступило сообщение о подозрительном человеке, который прогуливался по улице в центре Стокгольма с оружием. На место незамедлительно прибыло несколько нарядов полиции. Сначала полицейские потребовали, чтобы юноша остановился и бросил оружие, но 20-летний Эрик Торелл не подчинился. Тогда стражи порядка оценили ситуацию как угрожающую и открыли по юноше огонь. Позже молодой человек скончался от полученных ран в в больнице. Оказалось, однако, что в руках у юноши было не реальное оружие, а игрушечный автомат.
Как рассказала мать погибшего в интервью одному из федеральных каналов, ее сын ушел без разрешения из квартиры отца в ночь на четверг. С собой он взял игрушечный пистолет. Важная деталь: молодой человек страдал синдром Дауна и аутизмом. Видимо, именно из-за заболевания юноша не сумел сориентироваться в возникшей ситуации.
Примечательно, что в прошлом году в Швеции после применения полицейскими служебного оружия скончался только один человек. В этом году таких случаев стало больше и погибли уже семеро. Поэтому дело Эрика вызвало общественный резонанс.
Глава Стокгольмской полиции Ульф Юоханссон назвал случившееся "ужасным событием". Он подчеркнул, что иногда сложные решения необходимо принимать всего за несколько секунд в неясных ситуациях. Полицейские утверждают, что убитый вел себя агрессивно, однако родители Эрика не верят, что их сын мог представлять угрозу для окружающих: по их словам, он вел себя как трехлетний ребенок и никогда никого не обижал. Женщина уточнила, что юноша даже не умел разговаривать. Единственное слово, которое он мог произнести - "мама". В настоящее время прокуратура начала расследование о возможных нарушениях в действиях полицейских.
По шведскому законодательству (как и в большинстве европейских государств), полицейские имеют право применять оружие можно только при исполнении служебного долга, когда существует "неизбежная необходимость преодолеть сопротивление, остановить насилие или предотвратить серьезное преступление". Если менее опасные методы "не подходят или показали свою неэффективность" и преступника невозможно остановить иным способом, полицейские могут стрелять. Именно поэтому шведские стражи порядка, оценив ситуацию с Эриком, как угрожающую общественному порядку, открыли огонь на поражение.
По иному ситуация с "огнем на поражение" обстоит в Афганистане. Там "полиция может использовать оружие или взрывные вещества против группы людей только в том случае, если они нарушали порядок с помощью оружия, и если применение других методов силы... показало себя неэффективным". Важно отметить, что афганские полицейские должны давать не меньше шести предупреждений, три устных и три предупреждающих выстрела, прежде чем использовать силу.
В США полицейский может открыть огонь, когда действия преступника угрожают его жизни и жизням окружающих. После правомерность применения оружия в том или ином случае всегда рассматривает суд. Если выясняется, что полицейский не убедился, что перед ним действительно преступник и выстрелил, то он расплачивается за такую "оплошность" тюремным сроком. Если же правомерность действий стража порядка удалось доказать, его могут даже наградить.
Понесут ли шведские полицейские наказание за применение оружия в случае Эрика Торелла, покажет ближайшее будущее. Пока же жителям страны рекомендуют не покупать детям "опасные" игрушки, чтобы избежать подобных инцидентов.