06.08.2018 18:36
    Поделиться

    Ночной велопарад в Москве отличился повышенной вежливостью

    Корреспондент "РГ" принял участие в ночном велопараде в Москве и удивился, почему велосипедистов в столице так много, а велодорожки спроектированы бессистемно.

    На четвертый ночной велопарад, прошедший в Москве в ночь с субботы на воскресенье, приехали девушки, обмотанные светодидными светящимися гирляндами, Бэтмэн, Прекрасная цветочница в шляпке и с корзиной цветов на руле, человек на велосипеде-пауке, и даже сотрудники представительства ЕС в России. Всего, по сведениям организаторов проекта по развитию велокультуры в России Let’s bike it! и портала Московский транспорт, в велопараде приняли участие порядка 30 тысяч человек. Таким образом, это мероприятие стало самым массовым велопарадом в Москве - еще ни разу не съезжалось на него столько народу.

    Маршрут велопарада протянулся на 22 километра, от Суворовской площади через Цветной, Петровский и другие бульвары на Новый Арбат, с него на набережную Москвы-реки, по ней до Кремля (срезав по Хамовническому валу чтобы не огибать Лужники), а дальше через Моховую и Лубянку к Варварке, потом через Большой Москворецкий мост и финиш на Болотной площади. Нынешнее мероприятие, как и все предыдущие, было посвящено развитию велоинфраструктуры в столице. А темой организаторы заявили "космос" и пообещали обладателю лучшего костюма приз - смартфон.

    Парад стартовал в 23 часа с Суворовской площади, но чтобы все участники смогли выехать на маршрут, потребовалось минут 40. И даже выехав, велосипедисты оказывались зажатыми в толпе себе подобных. А поскольку на маленькой скорости руль велосипеда виляет из стороны в сторону, приходилось постоянно следить, чтобы не задеть соседа в нескольких сантиметрах от тебя.

    - Что-то непонятен мне этот фэн-шуй, - говорил неподалеку один участник другому.

    - Потерпи, вот выедем на Садовое кольцо, там рядов много, станет посвободнее, - отвечал ему другой, видимо не новичок.

    Под велопарад московские власти выделили одну сторону улиц и бульваров. Все выезды на трассу перекрыли строительной техникой, а на перекрестках расставили сотрудников ДПС. Функция последних, впрочем, была неясна - они лишь смотрели на бесконечный поток велосипедистов, проезжающий перед ними, изредка для порядка вяло взмахивая полосатым жезлом.

    - Я уже 20 минут не могу улицу перейти, они все едут и едут, - жаловался в мобильный поздний пешеход, которому надо было пересечь Цветной бульвар.

    И действительно, если встать на тротуаре (ну, в смысле, если найти безопасное место на тротуаре, потому что далеко не все участники ехали по дороге, несмотря на мольбы организаторов), так вот, если встать на тротуаре, то через пару минут голова начинала кружиться от вереницы движущихся мимо огоньков - фар, катафотов, светодиодных гирлянд на колесах.

    - Они напоминают массовую миграцию светлячков, - сказал мужчина-пешеход, наблюдая за велосипедистами.

    - Придурков они напоминают, - ответила его супруга. - Когда мы домой попадем?!

    Кстати, наличие переднего и заднего фонарей - обязательное требование к велосипедистам. Соблюли его, конечно, далеко не все. Впрочем, эти фонари все равно были условностью в толпе. Как и сама дорога, выделенная под парад. Особо нетерпеливые объезжали кто где мог, по тротуарам и бульварным дорожкам. На Тверском бульваре подвыпившая красивая женщина кавказского типа в платье с большим декольте ругалась на едущих по тротуару и била их по голове воздушным шариком.

    Многие участники подготовились всерьез в плане музыки. Как правило, они клали музыкальную колонку в рюкзак и включали на полную громкость. Плей-листы у всех были разные - кто-то ехал под Джо Бонамассу, а кто-то - под "Кровосток". У кого-то, кажется, даже пел Утесов, "московских окон негасииимый свееееет".

    Настоящая вольница началась после выезда на Новый Арбат - под велосипедистов освободили всю полосу в область, но многим гонщикам и этого оказалось недостаточно, и они шли по осевой. Желание понятное - когда еще удастся проехать там, безнаказанно нарушая правила…

    Ближе к концу маршрута колонна участников как-то сама по себе оказалась рассортирована. Те, кому побыстрее, шли в крайнем левом, обгоняя друг друга. Кто приехал полюбоваться на ночную Москву и низко висящую над ней половину луны, ушли правее. Любители селфи не знали, куда примкнуть, и то бросались в левый ряд, то останавливались для снимка.

    Надо отметить вежливость и даже предупредительность участников по отношению друг к другу. Все старались избегать столкновений, извинялись, показывали рукой направление маневра и благодарили друг друга. Трогательное единение, в котором участвовали и те, кто на самокатах, скейтах (такие тоже были), а также электросамокатах и электровелосипедах.

    Финиш велопарада на Болотной площади почему-то практически никак не был обозначен, многие промахивались сгоряча, и только потом понимали, что маршрут окончен.

    Как заявил выступавший на открытии велопарада заммэра Москвы, глава Департамента транспорта Максим Ликсутов, "ночной велопарад - это отличная возможность показать, что москвичи готовы передвигаться на велосипеде в любое время суток, и привлечь внимание к их безопасности".

    Для справки, в 2016 году в Москве зафиксировано более 5,3 тысяч ДТП с участием велосипедистов, 391 человек погиб. В 2017 число жертв сократилось незначительно, до 382 человек на 5 тысяч ДТП.

    В настоящее время протяженность велодорожек в столице, по данным Мосгортранса, порядка 230 километров. Однако они пока что не связаны в единую систему. Если посмотреть на карту расположения велодорожек, то видно, что большая часть из них проходит по паркам, где, строго говоря, они не особо и нужны - там можно ездить и так. Более того, велодорожки в парках скорее делают ситуацию опаснее для пешеходов, которые не замечают разметки и рискуют быть сбитыми разогнавшимся велосипедистом. Представляется, что в парках было бы разумнее обходиться без велоразметки, что заставит велосипедистов ездить аккуратнее.

    При этом велодорожки необходимы в городе, вдоль улиц. Власти Москвы регулярно объявляют день "На работу на велосипеде", однако призыв во многом пропадает впустую, поскольку ехать приходится либо по проезжей части, чего многие опасаются (и правильно, вспомним 382 погибших в прошлом году), либо по тротуару, скача по бордюрам. Те же велодорожки, что есть в городе, обычно начинаются и заканчиваются неожиданно, и ведут, по сути, из ниоткуда в никуда.

    Между тем создание сети велодорожек, связывающих весь город помогло бы сделать Москву действительно велосипедным городом, как Амстердам, Хельсинки, Токио. Ну, по крайней мере, в сезон, с апреля по ноябрь. Велодорожки можно было бы отделять от проезжей части пластиковыми столбиками с отражателями, а по окончании сезона эти столбики убирать, освобождая на зиму правый ряд для машин.

    То же самое касается и Подмосковья, где давно стоило бы сделать веломаршруты, например вдоль Золотого кольца. Тем более, есть где позаимствовать опыт - велодорожки через всю страну, например, уже несколько лет существуют в Южной Корее, не говоря про насквозь велосипедную Голландию.

    Тем временем Минтранс РФ разработал методичку, как правильно устраивать велодорожки. В ближайшее время ее разошлют по регионам.

    Поделиться