Владимир Мау: Собянин - это не просто дороги и деревья

Ровно месяц остается до выборов мэра столицы. Все пять кандидатов на пост главы города в эти дни встречаются с москвичами, пытаясь донести, какие видят проблемы, что считают необходимым изменить в городе. Помогают им в этой работе доверенные лица. Корреспондент "РГ" задал несколько вопросов Владимиру Мау, известному экономисту, ректору Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, активно поддерживающему на выборах действующего мэра Москвы Сергея Собянина.

Владимир Александрович! Вы доверенное лицо Сергея Собянина. Почему вы решили войти в его предвыборный штаб?

Владимир Мау: Скажу больше: я бы поддерживал бы на выборах этого мэра никак не меньше, даже если бы не был его доверенным лицом. Мы сотрудничаем с Сергеем Семеновичем со времени его приезда в Москву, когда он стал руководителем Администрации президента. Кстати, он сыграл одну из ключевых ролей в формировании Президентской академии в ее нынешнем виде - как крупнейшего вуза страны. С самого начала своей работы в Администрации Президента, а затем во главе Аппарата Правительства России он ставил вопросы о формировании целостной системы подготовки управленческих кадров - как для системы госуправления, так и для других секторов. Это редкий человек, который понимает, что нужна единая система подготовки управленческих кадров, способных работать и в бизнесе, и в государственных органах.

По инициативе С.Собянина в 2011 году мы вместе запустили первую образовательную программу подготовки высшего кадрового резерва. Сейчас эта программа стала одной из ключевых в стране. Среди ее выпускников вице-премьеры, министры, мэров крупных городов.

Легко ли было найти общий язык? Вы рыночник, много лет работали с Егором Гайдаром, Собянин - государственник…

Владимир Мау: Вам не кажется это противопоставлением примитивным и во многом искусственно нам навязываемым? Разве рыночник может не быть государственником? Рынок существует только в условиях эффективного и ответственного государства. Важнейшей задачей первого посткоммунистического правительства России (правительства Ельцина - Гайдара) было как восстановление институтов государства, которые рухнули вместе с Советским Союзом. Восстановление государственных институтов и формирование рыночных институтов могли идти только рука об руку. Кстати, это очень хорошо понимает и мэр Москвы.

Собянин - редкий человек, который понимает, что нужна единая система подготовки управленческих кадров и для бизнеса, и для госорганов

А в Москве, когда Собянин стал ее главой? У горожан отношение сначала было довольно настороженным. Сибиряк, родом из Ханта-Мансийска, губернатор Тюмени… Ну какой из него мэр столицы, можно было услышать. Вы, коренной москвич, как отнеслись к такому назначению?

Владимир Мау: Я не отношусь к людям, которые считают, что Москва и страна - разные вещи. Москва, в конце концов, по числу жителей - это почти 10% населения России, что уже немало. А Россия - это страна крупных городов, один из которых - Москва, ее столица.

Как складываются отношения у Президентской академии с городом? У вас есть общие проекты?

Владимир Мау: Безусловно. Крупнейший вуз страны, расположенный в Москве, не может не развиваться вместе с Москвой. В этом году, например, состоялся первый выпуск нашего лицея. Город дал нам под него новое здание, расположенное рядом с Академией. Проект оказался очень успешным, и это инициатива Москвы. Буду рад, если ребята придут получать дальнейшее образование к нам. Но, разумеется, после нашего лицея они могут поступить в любые вузы.

Мы активно участвуем в проекте "Университетские субботы" для школьников столицы. Кроме того, я сам председатель двух управляющих советов очень хороших московских школ. Мы стремимся развивать наш уникальный кампус, расположенный на юго-западе столицы. Благодаря выделенным средствам федерального бюджета и во взаимодействии с московскими властями в ближайшее время начнем реконструировать многолетний долгострой - бизнес-центр "Зенит".

Ваш кампус находится неподалеку от фан-зоны на Воробьевых горах, куда собирались тысячи болельщиков во время ЧМ-2018. Студенты не очень страдали от их эмоций?

Владимир Мау: Жалоб не слышал. А вот с оценкой коллег чемпионата для экономики страны познакомился. По расчетам, доходы от него равны примерно 0,2 % ВВП. То есть 200 млрд руб. Это было неплохо и для репутации Москвы, и для ее бюджета.

В РАНХиГС учатся 20 тысяч студентов бакалавриата и магистратуры. Легко ли им найти себе место в Москве после окончания обучения?

Владимир Мау: Большинство из них трудоустраиваются еще во время учебы - в бизнес, сектор ИТ, в науку и образование, в сектор услуг, в органы государственной и муниципальной власти. Если это происходит на старших курсах и работают по специальности, я это поощряю. О востребованности наших выпускников сужу даже не по факту трудоустройства, а по уровню их зарплаты. Большинство через год после получения диплома имеют около 100 тысяч рублей в месяц, а через 4-5 лет - до 200 тысяч и больше.

Неплохо, если учесть, что средняя зарплата в Москве - 80 тысяч рублей…

Владимир Мау: Но мы же не среднего качества специалистов выпускаем. К нам идут лучшие студенты. Журнал Forbes в своем недавнем рейтинге недавно поставил Президентскую академию на 1 место по качеству выпускников и на 2 место среди 100 вузов страны.

А если Москву сравнить с другими городами мира - как она выгладит по-вашему?

Владимир Мау: Очень достойно. По качеству жизни - на уровне ведущих мегаполисов мира. Хотя понятно, что сделать предстоит гораздо больше, чем сделано. Но важно, что Собянин с самого начала задал для себя очень высокую планку - сделать Москву не просто лучшим городом России, а сравнимым с передовыми мегаполисами мира. На мой взгляд, это ключевой вопрос - знать, с кем ты конкурируешь. При этом давайте не забывать, что Москва - третья в мире столица по холодам (после Улан-Батора и Оттавы). Это требует от бюджета города немалых расходов. Но москвичи дискомфорта практически не ощущают.

Возвращение на Садовое деревьев - это как возвращение Москвы к самой себе

То, что делает Собянин, не может не вызывать полемики. Мне симпатично, что он открыто декларирует свои планы и реализует их. Он привлекает к обсуждению предстоящих планов самых авторитетных экспертов, но ответственность при этом берет на себя.

У многих мэров городов есть какая-то "фишка", мегапроект, которому они уделяют особенное внимание. Что, по вашему мнению, это у Собянина?

Владимир Мау: Не могу сказать, что для Сергея Семеновича главное - это дороги или, скажем, метро, хотя для их развития он делает очень много. Скорее, Москва Собянина - это глобальный город со всеми его достоинствами и проблемами.

Лично для вас что самое существенное из изменений в Москве, произошедших за восемь лет работы Сергея Собянина во главе города?

Владимир Мау: Возвращение деревьев. Помню, в детстве, когда слышал, что "Нью-Йорк - это настоящие каменные джунгли", очень удивлялся, как город может быть без деревьев. У нас они росли везде - на улице Горького (Тверской), на Сретенке, на Садовом кольце… И вдруг, в какой-то момент их не стало. Я даже не заметил, когда деревья исчезли - но они исчезли. Особенно странно было их исчезновение на Садовом кольце - ведь на то оно и Садовое, чтобы быть всегда зеленым. Теперь деревья на Садовое вернулись. Там снова цветут яблони, липы, акации… Это как возращение Москвы самой к себе. Для меня это очень важно.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"