Новости

08.08.2018 19:05
Рубрика: Общество

Фокус машины Кромского

Новый метод прокладки дорог намного повышает их качество
Это похоже на фокус, говорят специалисты, увидев машину Кромского. Вроде бы ничего особенного он не сделал, просто изменил угол атаки инструмента. А эффект получился удивительный. При прокладке дорог одна машина Кромского заменяет сразу три катка - легкий, средний и тяжелый. Учитывая наши масштабы, уже на этом экономия получается колоссальная. А ведь еще и качество покрытия значительно лучше, чем при традиционном строительстве. Сегодня из-за крупных и частых дефектов дороги средняя скорость автоперевозок в России в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах, движение по плохой дороге в 1 км влечет износ транспорта всего за один год в 80 млн. рублей. В итоге опять же набегают впечатляющие суммы, которые изобретение Кромского сможет сэкономить. Что же это за чудо-машина?

- Может, вы удивитесь, но одним из главных врагов дорог является воздух, - говорит ученый из Южно-Уральского госуниверситета. - Когда каток уплотняет дорогу, то он фактически утрамбовывает в нее воздух. Как следствие, в покрытии остаются поры. Вроде бы ну и что здесь такого? Какие-то пузырьки в мощном теле дороги. Но наука уже установила, что именно из-за них возникает пористость и идет быстрое разрушение полотна. Так "мелочь" становится, говоря образно, роковой.

Как же из дороги выпустить воздух? Кромской просчитывал самые разные варианты. Видел хитроумную установку, которая решила задачу с помощью вакуума и вибрации. Но в ней наворочено столько сложностей и она так медленно работает, что подходит только для очень ответственных операций, где за ценой не постоят. Скажем, в атомной промышленности для создания специальных бетонных оболочек. Но чтобы их выпустить на массовое и быстрое строительство дорог? Это нереально.

Решение пришло, как это и чаще всего бывает, совершенно неожиданно. Оно было настолько простым, что ученый сначала сам не поверил. "Я взял тяжелую плиту, один конец закрепил, другой оставил свободным и поставил углом к полотну дороги. Вот, собственно, и вся идея, - говорит он. - Установив такой рабочий механизм на асфальтоукладчике, вы давите на смесь такой плитой не вертикально, а под углом, выталкивая воздух из тела полотна к обочине. Это идея. Чтобы ее реализовать, потребовались различные инженерные решения. А в итоге на машину получен патент.

Испытания показали, что новый бетоноукладчик может работать с различным бетоном: от жидкого до труднодеформируемого твердого, на что существующая техника не способна, - говорит Кромской. - В отличие от нашего они работают только с теми типами бетона, которые содержат достаточное количество воды".

По словам автора, такая техника может не только прокладывать дороги, но и строить прочные плотины, а в принципе применяться везде, где нужно уплотнять разные сыпучие вещества. Машиной Кромского уже заинтересовались не только отечественные предприятия, но и зарубежные, в частности из Китая.

Инфографика "РГ": Александр Чистов/Юрий Медведев
Общество Наука
Добавьте RG.RU 
в избранные источники