08.08.2018 22:44
    Поделиться

    Собянин обсудил с экспертами проблемы экологии в Москве

    Приоритеты Собянина: чистый воздух и чистая вода
    Проблемы экологии столицы обсуждались на очередном экспертном совете, который созвал в среду кандидат в мэры Москвы Сергей Собянин. Открывая его, он отметил, что все большие города на протяжении десятилетий ведут борьбу за чистый воздух, чистую воду, чистые почвы. Москва - не исключение. Она многое уже сделала по оздоровлению окружающей среды, но еще больше предстоит сделать.

    Главный загрязнитель воздуха в Москве - транспорт. На его долю, по словам Собянина, приходится 90% вредных выбросов. И это не удивительно: ведь последние семь лет машин в Москве стало больше на миллион и достигло 4,5 миллиона, плюс три миллиона подмосковных. Чтобы воздух над городом не превратился в сплошной смог, столичные власти устанавливают жесткие требования как к самому транспорту, классу его двигателей, так и качеству моторного топлива.

    Москва первой в России перешла на продажу бензина сначала "Евро-4", а теперь и "Евро-5". Играет свою роль и развитие метро, а так же других видов общественного транспорта, на который в последние годы охотно пересаживаются многие москвичи. "У нас еще недавно было всего 10 тысяч таксомоторов, а сейчас их - 50 тысяч, - напомнил Собянин. - Казалось бы, какое это имеет отношение к экологии? Самое прямое, учитывая, что только одно такси заменяет на дорогах пять частных машин". Евгения Мичуринец, советник президента Союза архитекторов России, поддержала кандидата, поделившись личным опытом: "У меня нет водительского удостоверения и я не собираюсь покупать машину. Передвигаюсь на такси, пользование которым облегчает мобильное приложение. На других видах общественного транспорта езжу с картой "Тройка". Очень удобно, могу рассчитать свой путь буквально до минут". И так действуют сегодня уже тысячи москвичей. А буквально в сентябре на улицы города должен выйти первый электробус, напомнил председатель правления ассоциации "ТАМА" Норайр Блудян.

    "Электромобили пока не пользуются большой популярностью из-за дороговизны, - сказал Собянин. - Но пройдет лет пять и произойдет взрыв спроса на них. Москва же, как и другие столицы мира, намерена быть в тренде во внедрении электротранспорта, а потому уже с 2021 года закупки автобусов на моторном топливе не будут производиться".

    Еще один из самых серьезных загрязнителей воздуха в столице - Московский нефтеперерабатывающий завод. Благодаря уже проведенной там реконструкции его выбросы, отметил мэр, вдвое снизились. Теперь город ожидает следующего шага от предприятия: запуска до конца 2018 года новой комбинированной установки переработки нефти "Евро-плюс". По словам главного эколога предприятия Юрия Ерохина она позволит вывести из эксплуатации пять устаревших установок 50-х годов прошлого века и сократить вредные выбросы еще на полторы тысячи тонн в год. Собянин пообещал лично контролировать все, что происходит на этом предприятии.

    К 2023 году 100% москвичей будут пить воду, очищенную по самым современным и безопасным технологиям

     - Почему мы столько внимания уделяем Московскому НПЗ?, - объяснил он. - Нужно, чтобы люди, которые проживают в соседних домах и районах, чувствовали себя с точки зрения экологии не ущербными, а такими же, как и во всем городе. Думаю, что эта задача достижимая. Ситуация там будет меняться и дальше, причем меняться кардинально.

    Глава управления Роспотребнадзора по Москве Елена Андреева сообщила, что сокращение выбросов в атмосферу фенолов, формальдегидов, диоксида серы и других продуктов переработки нефти, положительно сказывается на здоровье москвичей. С 2011 по 2017 годы в городе существенно снизилась заболеваемость как у взрослых, так и у детей бронхолегочными, онкологическими и другими заболеваниями. А превышение в воздухе ПДК вредных веществ, которое еще недавно было в 8-10 раз, сейчас бывает максимум в 1,5-1,8 раза, да и то не всегда. По утрам воздух обычно вообще по всем показателям в норме.

    Всерьез занимается город модернизацией Люберецких и Курьяновских очистных сооружений, озеленением города, очисткой Москвы-реки. Благодаря этому Москва - один из немногих городов мира, где воду из-под крана безопасно пить в любом районе города. На Рублевской станции она очищается сейчас озоном, а скоро будет так же очищаться и на Западной и Северных станциях, говорили эксперты. И к 2023 году вместо нынешних 65-70% все 100 % населения Москвы будут пить воду, очищенную по самым современным и безопасным технологиям.

    Какие еще проблемы экологии являются для Москвы первоочередными? Какие способы для их решения должны выбрать городские власти? Своими мнениями на этот счет в ходе экспертного совета поделились депутат Госдумы, врач Геннадий Онищенко, ученый-зоолог Николай Дроздов, глава Роспотребнадзора по Москве Елена Андреева, директор Ботанического сада МГУ "Аптекарский огород" Алексей Ретеюм и другие.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться