Каждому "скорому" - по борщу

Как омские "айтишники" поезд накормили
В Омске создали IT-продукт, позволяющий пассажирам заказать еду прямо к вагону поезда. Причем не только на крупных вокзалах мегаполисов, но и на небольших станциях. Автор проекта признается, что идея организовать сервис пришла ему в голову в одну из "голодных ночей" очередной командировки.
Меню, которое предлагают "айтишники", включает сотни блюд. Фото: photoxpress
Меню, которое предлагают "айтишники", включает сотни блюд. Фото: photoxpress

- Чаще колесить приходилось на поезде. И всякий раз - впроголодь. Специфика работы не позволяла брать с собой баулы со снедью, как это делают большинство пассажиров. То, что предлагали вагоны-рестораны, - дорого, невкусно, да и выбор никакой. В поисках альтернативы я понял, что ниша практически пуста. И решил сам организовать сервис доставки нормальной еды прямо к вагону.

На то, чтобы мысли превратились в проект, потребовалась команда единомышленников и полтора года. Учиться приходилось исключительно на собственных ошибках. Поэтому шишек мы набили немало, - рассказал "СОЮЗу" автор идеи Кирилл Флутков.

Методом проб и ошибок

Поначалу с треском провалилась "рекламная кампания": на перронах пассажирам раздавали листовки, сообщающие о прелестях нового сервиса.

"Хорошая мысль, - говорили отъезжающие, - но куда мы денем свои чемоданы с едой? Надо сначала все это съесть". Потратив уйму сил и финансов на агитацию, омичи поняли, что выстрел оказался холостым.

Недооценили разработчики и сложность самого продукта. Совместить с онлайн-сервисом услуги ресторанов, разбросанных по территории Сибири и страны, оказалось совсем непросто. Головной болью стала неразбериха со временем, когда железная дорога живет по московским часам, а регионы - по своим собственным. Неэффективным оказался и аутсорсинг. Тем не менее ребята все-таки решили не останавливаться на достигнутом и прошлым летом запустили проект сразу в двух десятках городов.

Главным конкурентом стала привычка россиян брать в дорогу набитые колбасой, яйцами и огурцами баулы

- Как это было, вспомнить страшно: бессонные ночи, нестыковки, накладки, проблемы с партнерами. Если рестораторы в мегаполисах были относительно адекватны, то договориться с провинциалами оказалось настоящей проблемой, - вспоминает Кирилл Флутков. - Между тем нам было крайне необходимо синхронизировать деятельность именно небольших городов. Например, тот же Барабинск не слишком интересен традиционному агрегатору доставки еды, для нас - суперважный объект. Ведь через него едут 20 тысяч голодных пассажиров. И когда им прямо к поезду несут дымящийся борщ, солянку за 50 рублей или плов за 30, это очень круто.

К тому же сотрудничество с малыми станциями, где останавливаются поезда дальнего следования, это возможность не только организовать регулярное питание, но и сделать услугу доступной пассажирам разного достатка. Столичные жители, к примеру, глядя на "барабинские" цены, не верят своим глазам. В виде эксперимента делают один заказ, а на обратном пути его повторяют. Значит, местное недорогое меню их вполне устроило и по качеству.

Есть в сотрудничестве с небольшими станциями и еще одна составляющая - социальная. У местного бизнеса появляется шанс стать участником большого проекта, а это занятость, стабильность, новые рабочие места.

Потеснить привычку

Как признаются "айтишники", главным их конкурентом является не компания или холдинг, а выработанная десятилетиями привычка россиян брать в дорогу набитые колбасой, яйцами, огурцами узлы и баулы. Понимая это, разработчики сервиса ставят задачу - для начала склонить на свою сторону хотя бы пять процентов пассажиров. Им предлагают сделать заказ свежих, горячих блюд по телефону, зайдя на сайт или скачав на мобильник специальное приложение. Любопытно, что при этом у двух одинаковых поездов могут быть разные возможности.

- Удобство IT-сервиса состоит в том, что заказчик увидит только реальные варианты. Меню, которое видит пассажир, включает сотни позиций. Заказать можно и бюджетный обед омских кулинаров, и изысканный деликатес из Индийского ресторана в Иркутске, - поясняет Флутков. - Система построена таким образом, что и поставщикам блюд не надо вникать в технологию. Заключив договор, они просто получают ключ от кабинета, отслеживают заказы и ждут доставку.

Программа удобна и тем, что заказчику еды достаточно указать в заявке номер поезда, дату отправления, маршрут. И она выдаст список ресторанов с соответствующим меню. Оплата происходит в момент доставки прямо у вагона. Предельный срок заявки - за полтора часа до прибытия поезда. Но опытные пассажиры о питании начинают заботиться заранее - за несколько дней до поездки. Так, в частности, поступают игроки спортивных команд.

Теперь, когда омичи освоились в новой деятельности, им уже не надо искать новых партнеров, которые сами предлагают сотрудничество. Число городов, где работает сервис, выросло втрое, а количество участников проекта - в шесть раз. Но о прибыли еще говорить рано, молодой бизнес лишь окупает текущие расходы, - признаются предприниматели и разрабатывают новые маршруты. На следующей неделе, например, на их карте появится еще одна точка - Смоленск.

Кирилл Флутков: Мысль организовать доставку еды в поезд пришла мне в одну из "голодных ночей" очередной командировки. Фото: Яна Дмитриева

Сейчас омские "айтишники" создают иностранные версии сервиса и уже тестируют английскую. Параллельно корректируют программу в связи с тем, что РЖД переводит работу вокзалов с московского на местное время. А еще - нацелились развивать международное сотрудничество.

- У нас уже появились молодые партнеры из Беларуси, предлагающие работать в тандеме. И мы очень рады такому союзу, - признается Кирилл Флутков.

Как это начиналось

Запуск проекта автору обошелся в 10 миллионов российских рублей. Кредиты брать не пришлось - выручили друзья, которым идея показалась весьма интересной. Большая часть средств ушла на разработку продукта, но Кирилл Флутков считает, что ему повезло: Омск является кузницей IT-специалистов, которые за создание программ денег берут в четыре раза меньше, чем их столичные коллеги. Треть бюджета потратили на раскрутку сервиса. Но и здесь все сложилось удачно, так как зеленый свет омичам включили в РЖД. Остальные деньги вложили в штатное расписание. Сейчас в проекте, который развивается, но пока себя не окупил, занято двадцать человек.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.